Популярные материалы

«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
28 марта 2024 г.
Юлия Муллина
«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
Повышение профессионального уровня в арбитраже будет полезно адвокатам не только для ведения арбитражных разбирательств, но и для судебных процессов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
1 марта 2024 г.
Акиф Бейбутов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
Основная задача дисциплинарных органов – выработать единые подходы к оценке действий (бездействия) адвоката в той или иной ситуации
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г.
Юрий Денисов
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г. отмечает профессиональный юбилей президент АП Владимирской области Юрий Васильевич Денисов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
28 января 2024 г.
Алексей Галоганов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
К 70-летию Алексея Павловича Галоганова
Брянская адвокатура – социально ориентированное профессиональное сообщество
25 января 2024 г.
Михаил Михайлов
Брянская адвокатура – социально ориентированное профессиональное сообщество
В благотворительных акциях Адвокатской палаты Брянской области ведущую роль играют молодые адвокаты
Сергей Иванов
Президент АП Вологодской области

Актуальные вопросы судебного представительства в России

15 ноября 2017 г.

О путях реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь



Вопросы профессионализации судебного представительства являются достаточно актуальными в Российской Федерации. Они широко обсуждаются юридической общественностью на различных площадках, в том числе и в прессе. Достаточно веские аргументы высказываются и представителями российской адвокатуры.

Как сегодня обстоит дело с представительством интересов граждан в судах?

За исключением тех, на кого распространяется действие соответствующих норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представителем гражданина, юридического лица в гражданском и арбитражном судопроизводстве может быть любое лицо, даже не имеющее высшего юридического образования.

В последнее время часто говорят о схожести профессий врача и юриста. Наверное, по своей социальной ответственности перед гражданами и тем последствиям, которые могут наступить в результате деятельности данных лиц, эти профессии похожи, поскольку от них порой зависит судьба граждан. Государство ввело прямой запрет на оказание медицинских услуг гражданам лицами, не имеющими медицинского образования. И это совершенно правильно. К сожалению, таких запретов государство не установило в отношении лиц, оказывающих гражданам юридические услуги.

Сегодня предоставлять правовую помощь неопределенному кругу лиц, в том числе быть представителями сторон в процессе, вправе люди, к которым не предъявляются ни квалификационные, ни профессиональные, ни этические требования. Они не несут дисциплинарной ответственности ни за качество юридической помощи, ни за поведение по отношению к клиентам.

Открыт доступ в суды в качестве представителей лицам, осужденным за умышленные преступления, бывшим адвокатам, статус которых прекращен за нарушения Закона об адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката, а порой и за совершение умышленных преступлений, в том числе и за мошенничество в отношении своих доверителей.

В отличие от адвокатов, которым реклама запрещена КПЭА, многие «вольные» юристы свободно себя рекламируют, иногда используя недобросовестные методы конкуренции. Так, некоторые рекламные тексты, размещенные на сайтах или в печатной прессе, содержат обещания гражданам стопроцентного результата по делу. Иногда прямым текстом указывают на решение вопроса путем использования своих связей в правоохранительных и судебных органах. Адвокат, допустивший подобную рекламу, немедленно был бы привлечен к дисциплинарной ответственности органами адвокатской палаты. Пресечь же активность юристов по части размещения некорректной рекламы практически невозможно. В данной ситуации вполне понятно, что положения ст. 48 Конституции РФ, гарантирующей каждому гражданину право на получение квалифицированной юридической помощи, не реализуются в полной мере.

Какова позиция российского судейского сообщества по данному вопросу?

Думаю, что здесь уместно сослаться на мнение, высказанное председателем Совета Судей РФ Виктором Момотовым в статье «Профессионализация судебного представительства», опубликованной в «АГ» № 18 (251) за сентябрь 2017 г., где было сказано, что судейское сообщество поддерживает идею повышения уровня профессионализма судебных представителей. Профессиональное представительство позволит повысить качество рассмотрения дел судами и уровень правовой защищенности граждан. Формируя правовую позицию по делу, судья нуждается в диалоге с профессионалами, свободно ориентирующимися в нормативно-правовом материале и способными юридически обоснованно отвечать на вопросы судьи. Огромное значение при этом имеют этические правила и стандарты, которые существуют в адвокатуре. Сегодня судебные представители не объединены, и, в отличие от адвокатов, для них не существует никаких видов дисциплинарной ответственности за нарушения ими этических норм. Соответственно, возможности по воздействию на таких нарушителей ограничены только рамками конкретного дела.

Виктор Момотов также отметил, что судебные представители существенным образом влияют на отношение общества к суду. К сожалению, нередко судебные представители манипулируют общественным мнением, формируя предвзятое отношение к суду. Порой такое манипулирование становится механизмом давления на суд, что идет вразрез со всеми этическими нормами.

Нет никаких сомнений в том, что в интересах российских граждан и обеспечения им гарантированного Конституцией РФ права на квалифицированную юридическую помощь необходимо законодательное регулирование рынка юридических услуг. Вопрос непростой, требующий выверенного решения законодателя, однако откладывать его на долгие годы нецелесообразно.

Профессионализация судебного представительства стала глобальной тенденцией. На сегодняшний день почти во всех правопорядках англо-американской и континентально-европейской правовых систем в той или иной мере введено обязательное профессиональное представительство в судах. Во многих развитых странах накоплен богатый опыт в этом направлении, который в какой-то части мы можем заимствовать. Причем в подавляющем большинстве стран с развитой сферой оказания юридической помощи именно адвокатура является центром всего юридического сообщества.

В Российской Федерации в настоящее время разработана и утверждена Правительством РФ Государственная программа «Юстиция», Министерству юстиции РФ поручено разработать Концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи (далее – Концепция) и подготовить проект федерального закона о профессиональной юридической помощи в Российской Федерации, «направленный на оптимизацию процедуры допуска к профессии адвоката и стандартизацию рынка профессиональной юридической помощи».

24 октября 2017 г. Минюст России опубликовал на своем сайте проект Концепции, которая предусматривает предоставление исключительного права судебного представительства адвокатам. Согласно данному документу значительная часть практикующих юристов перейдет в адвокатуру, т.е. речь идет о поэтапном объединении адвокатов и практикующих юристов в единую корпорацию с едиными стандартами. В будущем право оказывать платные юридические услуги получат только адвокаты и адвокатские образования. Но этому будет предшествовать реформа законодательства об адвокатуре, предусматривающая в том числе предоставление права адвокатам осуществлять адвокатскую деятельность в коммерческих корпоративных формах.

Зная о наличии Госпрограммы «Юстиция» и о конкретных действиях Министерства юстиции РФ по вопросам регулирования рынка юридических услуг, а также о работе над Концепцией, глава Комитета Государственной Думы ФС РФ по государственному строительству и законодательству, тогда еще председатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников 27 сентября 2017 г. внес в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты».

Если кто-то не знаком с этим документом, кратко перечислю его ключевые позиции.

1. Представителями граждан и организаций для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах вправе быть российские граждане, которые имеют высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, а также российские организации.

2. Иностранные граждане, получившие высшее юридическое образование по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности.

3. Иностранные граждане, получившие высшее юридическое образование за рубежом, сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют высшее юридическое образование.

К сожалению, законопроект не был предметом широкого обсуждения юридической общественности, несмотря на то что он очень «сырой», имеет множество недостатков и не решает кардинально вопрос о праве граждан на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированной ст. 48 Конституции РФ. Только сейчас появляются отзывы юридического сообщества из регионов на законопроект, в которых отмечаются следующие его недоработки.

Во-первых, документ упрощает процедуру допуска в судопроизводство, оставляя в качестве единственного требования к российским гражданам наличие высшего юридического образования.

Во-вторых, он не предусматривает для профессионального представительства системы контроля, этических стандартов и механизма воздействия на недобросовестных представителей.

В-третьих, принятие указанного проекта сведет на нет работу Министерства юстиции РФ по созданию единого юридического рынка по итогам реализации программы «Юстиция».

Учитывая, что сегодня органы юстиции и представители законодательной власти активизировали свою деятельность по вышеуказанным вопросам, адвокаты не должны оставаться в стороне. С моей точки зрения, нам необходимо отстаивать позицию о консолидации юридического сообщества на базе адвокатуры, обладающей едиными стандартами и механизмами контроля, поскольку именно такая корпорация гарантирует гражданам РФ право на получение квалифицированной юридической помощи, провозглашенной в ст. 48 Конституции РФ.
Поделиться