Популярные материалы

«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
28 марта 2024 г.
Юлия Муллина
«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
Повышение профессионального уровня в арбитраже будет полезно адвокатам не только для ведения арбитражных разбирательств, но и для судебных процессов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
1 марта 2024 г.
Акиф Бейбутов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
Основная задача дисциплинарных органов – выработать единые подходы к оценке действий (бездействия) адвоката в той или иной ситуации
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г.
Юрий Денисов
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г. отмечает профессиональный юбилей президент АП Владимирской области Юрий Васильевич Денисов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
28 января 2024 г.
Алексей Галоганов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
К 70-летию Алексея Павловича Галоганова
Брянская адвокатура – социально ориентированное профессиональное сообщество
25 января 2024 г.
Михаил Михайлов
Брянская адвокатура – социально ориентированное профессиональное сообщество
В благотворительных акциях Адвокатской палаты Брянской области ведущую роль играют молодые адвокаты
Оксана Садчикова
Член Совета АП Ставропольского края, тренер Школы адвоката АП СК

Тренерскую работу почему-то не учли

14 февраля 2019 г.

О проектах Стандарта повышения квалификации



В Совете Адвокатской палаты Ставропольского края организация повышения квалификации – одно из приоритетных направлений деятельности, которое успешно реализуется через деятельность Школы адвоката АП СК. Программы, которые предлагаются Школой, рассчитаны на широкий круг адвокатов, стажеров и помощников адвокатов, с различным опытом работы, сроками, формами и методами обучения, начиная от некурируемых дистанционных курсов до участия в международных семинарах и конференциях. Эффективность интенсивных очно-дистанционных программ достигает 98% и подтверждается результатами контрольных испытаний участников каждого курса. Предложенные проекты Стандарта в полной мере учитывают все традиционные и инновационные формы и методы обучения, которые практикуются в Школе адвоката АП СК. По результатам изучения обоих текстов наиболее предпочтительным представляется проект № 1, с некоторыми заслуживающими внимания предложениями проекта № 2.

В тексте Стандарта не стоит подробно обосновывать необходимость повышения квалификации, поскольку она и так очевидна.

Разграничение полномочий между Федеральной палатой адвокатов и региональными палатами также представляется излишним.

Стандарт обязательно должен включать раздел, посвященный подготовке стажеров. Многие стажеры Школы адвоката АП СК хорошо помнят напутствие великого судебного оратора Франции Шэ д’Эст Анжа «Адвокат должен посвятить время и пыл своей молодости серьезным занятиям и упорному труду. Не среди требований профессии и не тогда, когда ежедневно какое-нибудь новое дело поглощает его досуг и все его заботы, адвокат сумеет предаться систематическому научному труду, чтобы дополнить свои юридические познания. В начале карьеры, в эпоху спокойного и свободного труда, ныне открывающуюся перед вами, в течение этого необходимого перехода, разделяющего трудолюбивого студента от занятого адвоката – вот когда вы можете добровольно или броситься во все развлечения света, или подготовить трудом свою будущность и свою славу».

Однако в предложенном проекте № 1 перечень тем слишком узок. Стандарт должен охватывать все темы экзаменационных вопросов на присвоение статуса адвоката. В Школе адвоката АП СК стандартный учебный план для стажеров и помощников адвокатов включает, кроме предложенных в проектах, еще как минимум следующие темы: «Адвокат в гражданском судопроизводстве», «Адвокат в административном судопроизводстве», «Адвокат в уголовном судопроизводстве», «Адвокат в конституционном судопроизводстве», «Введение в Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод», «Судебная риторика», «История российской и зарубежной адвокатуры» – все это темы, которые могут и должны найти отражение в Стандарте.

На наш взгляд, при подписке на «АГ» следует засчитывать 20 часов повышения квалификации, а присвоение ученой степени следует засчитывать в повышение квалификации.

В проектах Стандарта, к сожалению, не предусмотрена возможность зачета повышения квалификации в связи с участием или победой в конкурсах, подобных объявленным в рамках Всероссийского очно-дистанционного курса «Допустимость доказательств в уголовном процессе: российские и международные стандарты» (EVIDENCE SAKHALIN-2018) и «Семейное право и права человека. Международные стандарты защиты прав ребенка и взрослого» (FAMILY LAW RUSSIA-2019). Разработка каждого учебного дела предполагает тщательную и кропотливую работу автора с материалами реальных дел, которые иногда составляют до 60 томов, на подготовку дел для участия в конкурсах обычно уходит до месяца работы.

В проектах Стандарта не предусмотрена и возможность зачета повышения квалификации разработчикам учебных программ, в том числе дистанционных и очно-дистанционных курируемых и некурируемых курсов. Предложила бы расширить категорию адвокатов, занимающих должности в органах адвокатского самоуправления, организующих и участвующих в мероприятиях (занятиях), распространив возможность засчитывать в повышение квалификации волонтерскую и тренерскую работу на долгосрочных очно-дистанционных курсах, реализуемых по модели, апробированной на всероссийском очно-дистанционном курсе EVIDENCE SAKHALIN-2018. Разработчики этого и всех следующих за ним всероссийских проектов, проводящихся в том числе с выездом на Дальний Восток, в регионы Сибири и Крайнего Севера, имеют в настоящее время более 400 и 500 часов повышения квалификации в качестве участников курсов, однако им не засчитывается стрессовая и материально затратная работа в подобных проектах. Иногда задачи волонтеров, инструкторов, тренеров и экспертов в ходе одного мероприятия могут быть очень разноплановыми и выходящими за рамки обычного рабочего графика и общественной работы. Организация любого подобного мероприятия требует полного владения тематикой планируемого мероприятия, изучение доступных экспертных и тренерских ресурсов, а это – изучение всего объема научных публикаций, подбор экспертного и тренерского составов, отслеживание изменений и мониторинг актуальной проблематики. Подготовка одного очного мероприятия в рамках трехмесячных очно-дистанционных курсов, которые проводятся на базе Школы адвоката Адвокатской палаты Ставропольского края, длится около 6–7 месяцев.

Полагаю, что документально подтвержденные выступления на семинарах и конференциях, публикации в юридических изданиях по профессиональным вопросам и преподавание на курсах повышения квалификации могут засчитываться во всех случаях.

Повышение квалификации следует учитывать раз в пять лет – это привычный и достаточный срок.

На наш взгляд, в Стандарт должны быть включены положения о дисциплинарной ответственности адвокатов за невыполнение обязанности по повышению квалификации адвокатов.
Поделиться