Популярные материалы

«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
28 марта 2024 г.
Юлия Муллина
«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
Повышение профессионального уровня в арбитраже будет полезно адвокатам не только для ведения арбитражных разбирательств, но и для судебных процессов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
1 марта 2024 г.
Акиф Бейбутов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
Основная задача дисциплинарных органов – выработать единые подходы к оценке действий (бездействия) адвоката в той или иной ситуации
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г.
Юрий Денисов
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г. отмечает профессиональный юбилей президент АП Владимирской области Юрий Васильевич Денисов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
28 января 2024 г.
Алексей Галоганов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
К 70-летию Алексея Павловича Галоганова
Брянская адвокатура – социально ориентированное профессиональное сообщество
25 января 2024 г.
Михаил Михайлов
Брянская адвокатура – социально ориентированное профессиональное сообщество
В благотворительных акциях Адвокатской палаты Брянской области ведущую роль играют молодые адвокаты
Нина Матыцина
Президент АП Омской области 2003–2020 гг

Практика повышения профессионального уровня адвокатов устоялась

20 августа 2018 г.

О разработке Стандарта повышения квалификации адвокатов


В 2007 г. Совет ФПА РФ утвердил Положение о единой методике профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов и стажеров адвокатов. Этот документ, безусловно, аккумулирует в себе наиболее удачные подходы в организации процесса профессиональной подготовки адвокатов и повышении уровня их квалификации. На его основе адвокатскими палатами субъектов РФ с учетом существующих региональных особенностей разработаны Программы, детализирующие порядок и условия обучения адвокатов и стажеров адвокатов.

Постановлением Совета Адвокатской палаты Омской области от 30 июля 2008 г. утверждена Программа повышения квалификации адвокатов и обучения стажеров адвокатов, а также обозначены цели и задачи, определены виды и формы повышения профессионального уровня. На протяжении вот уже 10 лет этот документ актуален. Руководствуясь им, мы, на мой взгляд, успешно организуем работу по повышению квалификации и обучению адвокатов и стажеров адвокатов.

Ежегодно на базе Омской юридической академии Адвокатская палата Омской области проводит обучение своих адвокатов на курсах повышения квалификации по программе, рассчитанной на 20 часов для адвокатов со стажем адвокатской деятельности свыше года и 30 часов – для начинающих адвокатов. При этом круг вопросов, которые освещаются на занятиях, определяется с учетом предложений и пожеланий адвокатов, и акцент делается на рассмотрении ситуаций, наиболее часто возникающих на практике. По окончании курсов адвокатам выдаются соответствующие сертификаты.

Кроме того, ежеквартально проводятся семинарские занятия, где рассматриваются, как правило, вопросы, связанные с изменениями и дополнениями в действующее законодательство, а также иные вопросы, возникающие у адвокатов при осуществлении профессиональной деятельности. Таким образом, минимально возможный объем обучения адвокатов в АПОО составляет в среднем 30 часов.
Следует отметить, что в последнее время адвокаты АПОО с целью повышения уровня профессиональной квалификации все чаще участвуют в мероприятиях, которые проводятся альтернативными организаторами обучения, такими как НОУ дополнительного профессионального образования «Сибирский образовательный центр», Европейский учебный институт МГТМО МИД России, Поволжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) и, конечно же, Российская академия адвокатуры и нотариата.

Безусловно, возможность самостоятельно выбирать, как, где и когда совершенствовать свои знания и повышать профессиональный уровень должна быть основным условием практики повышения квалификации. Однако на адвокатскую палату законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре возложена функция контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению профессиональной деятельности в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, что подразумевает определенную процедуру учета времени, затраченного адвокатами на обучение.

Совет АПОО ежегодно выявляет адвокатов, которые остались не задействованы в мероприятиях, посвященных повышению квалификации, напоминая последним об их статусной обязанности, предусмотренной Кодексом профессиональной этики адвоката, и рекомендуя, каким образом можно наверстать упущенное. Так, раз в пять лет Совет АПОО подводит итоги выполнения адвокатами Программы повышения квалификации, и, адвокаты, которые Программу не выполнили, привлекаются к дисциплинарной ответственности. В основе такого подхода лежит, прежде всего, ответственность за качество юридической помощи, оказываемой адвокатами АПОО.

Абсолютно согласна с коллегами в том, что практика повышения профессионального уровня давно устоялась. Это свидетельствует о том, что изначально были выбраны верные подходы и приемы, поэтому действующая методика должна лечь в основу Стандарта повышения квалификации. При этом следует учесть приобретенный за эти годы опыт и тенденции развития адвокатуры как социального института.

Если говорить о наработанном опыте, то хотелось бы сразу высказаться по поводу увеличения необходимого количества часов, которые адвокат должен уделять повышению профессионального уровня. Опыт Адвокатской палаты Омской области показывает, что того времени, которое предполагает действующая методика вполне достаточно, поскольку, как верно заметила президент АП Красноярского края Ирина Кривоколеско, Стандарт – это минимальное требование, которое должен исполнить адвокат. А за рамками установленных требований каждый адвокат, исходя из своих индивидуальных профессиональных потребностей, сам для себя определяет направление и величину вектора совершенствования своих знаний.

Кроме того, территориальные особенности нашего региона и немногочисленность адвокатского сообщества Омской области практически исключают такое явление, как специализация адвоката на каком-то отдельно взятом правовом вопросе, что заставляет адвокатов самостоятельно изучать и отслеживать дополнения и изменения в законодательстве и в правоприменительной практике в различных отраслях права. Считаю, что подготовка адвоката по конкретному делу есть не что иное, как время, затраченное на повышение профессионального уровня, поскольку предполагает изучение и анализ ряда законодательных актов, правовых документов и нормативов. И это тоже следует учитывать.

Дистанционное обучение, к сожалению, доступно не всем адвокатам нашей области в силу удаленности и отсутствия технических возможностей, хотя эта форма обучения весьма удобна и, определенно, набирает популярность среди адвокатов АПОО.

Что касается подписки на «Адвокатскую газету», то, на мой взгляд, это и статусная обязанность адвоката, и профессиональная необходимость, и один из способов повышения уровня квалификации, поскольку острые вопросы, которые выносятся на обсуждение, корпоративный опыт, авторитетные мнения коллег, чья-то практика – то, что публикуется на страницах газеты – безусловно, является хорошим источником, питающим профессиональный уровень адвоката.

Совершенно согласна с мнением о том, что следует рассматривать как способы повышения квалификации выступления и публикации адвокатов в СМИ, научно-педагогическую деятельность, выступления на курсах повышения квалификации адвокатов. Конечно же, обоснованным, на мой взгляд, будет отнести к способу повышения квалификации работу в составе органов адвокатского самоуправления.

При этом полагаю, что ни стаж адвокатской деятельности, ни возраст не должны рассматриваться как критерии дифференцированного подхода к обучению либо как условия, освобождающие адвоката от выполнения установленных для всех стандартов обучения, поскольку речь идет о профессиональной репутации, о высококвалифицированной правовой помощи, на которую справедливо рассчитывают доверители, обращаясь к адвокату.

Продолжая тему качества юридической помощи, оказываемой адвокатами, хочу высказаться по поводу подготовки стажеров, поскольку они – будущие адвокаты, будущее нашей профессии, и относиться к их подготовке следует с полной ответственностью. На мой взгляд, не каждый адвокат-наставник может дать своему стажеру тот объем знаний и навыков, который поможет ему не растеряться в профессии на первых порах. Уверена, что Стандарт повышения квалификации должен обязательно регламентировать процесс стажировки. При этом, может быть, имеет смысл определить какие-то дополнительные требования к адвокату-наставнику, более подробно детализировать условия прохождения стажировки.

Да, стажеры – это еще не адвокаты, но отношение к профессии, ответственность за свою профессиональную деятельность формируются именно тогда, когда стажер попадает в орбиту нашей профессиональной корпорации, т.е. с момента начала стажировки. И от объема знаний, навыков, опыта, который стажер получает от наставника, зависит уровень подготовки к квалификационному экзамену. Полагаю, что Стандартом должен быть охвачен и процесс стажировки, процесс профессиональной подготовки будущего адвоката как первая ступенька уровня профессиональной квалификации.
Поделиться