• Судебные решения
  • Акты Конституционного Суда РФ
  • Определение

Определение Конституционного Суда Российской Федерации об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Широбоковой Татьяны Николаевны на нарушение ее конституционных прав частью 3 статьи 2 и частью 2.1 статьи Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а также пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (Извлечение)

21 апреля 2011 г. № 541-О-О

(о порядке исчисления страховых взносов адвокатов, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством)

Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Т.Н. Широбоковой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Т.Н. Широбокова, являющаяся адвокатом - членом некоммерческой организации "Коллегия адвокатов Железнодорожного округа города Курска" Адвокатской палаты Курской области и с 2003 года добровольно вступившая в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством":

части 3 статьи 2, согласно которой к числу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, относятся адвокаты, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 данного Федерального закона;

части 2.1 статьи 14, согласно которой застрахованным лицам, добровольно вступившим в указанные отношения, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Кроме того, заявительница оспаривает конституционность пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года N 375 "Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", определяющего, что названное постановление вступает в силу с даты официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

По мнению заявительницы, оспариваемые нормативные положения нарушают ее конституционное право на социальное обеспечение и противоречат статьям 2, 7, 17 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2), 46 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривают для адвокатов, вступивших до 1 января 2010 года в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при наступлении страхового случая после этой даты возможность учета в среднем заработке, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, всех доходов данных лиц, как это предусмотрено для лиц, работающих по трудовому договору.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Т.Н. Широбоковой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

2.1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39, часть 1). При этом определение оснований и организационно-правового механизма предоставления конкретных видов социального обеспечения относится к компетенции законодателя (статья 39, часть 2; статья 71, пункт "в"; статья 72, пункты "б", "ж" части 1; статья 76, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), который вправе устанавливать условия и порядок назначения и исчисления соответствующих денежных выплат.

Исполняя свою конституционную обязанность, государство гарантирует обеспечение пособием по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством, лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 1 части 1 статьи 1.4, статья 2, пункт 2 части 2 статьи 3 и статья 5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

К указанным лицам отнесены, в частности, адвокаты, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). Названное законоположение во взаимосвязи с частью 4 статьи 2 того же Федерального закона предусматривает для адвокатов возможность пользоваться государственными гарантиями социальной защиты при наступлении временной нетрудоспособности, предоставляемыми по системе обязательного социального страхования, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы.

2.2. Учитывая особенности правового статуса адвокатов, федеральный законодатель при введении с 1 января 2010 года нового порядка формирования средств на обязательное социальное страхование установил для указанной категории граждан особый порядок исчисления страховых взносов. Так, адвокаты наряду с иными лицами, добровольно вступившими в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, должны уплачивать страховые взносы исходя из стоимости страхового года, исчисленной с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года (части 2 и 3 статьи 4.5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"), тогда как лица, производящие выплаты в пользу физических лиц, к числу которых относятся работодатели, исчисляют страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации с учетом всех выплат и вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц по трудовым договорам, в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода (части 1 и 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").

Сохранив единые ставки пособия по временной нетрудоспособности для всех категорий застрахованных лиц, федеральный законодатель закрепил для исчисления этого пособия различный размер среднего заработка с учетом величин базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленных для лиц, производящих выплаты в пользу физических лиц, к числу которых отнесены работодатели, и для застрахованных лиц, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (части 2 и 2.1 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

Такое правовое регулирование имеет целью обеспечить справедливое распределение средств Фонда социального страхования Российской Федерации, позволяющее самозанятым гражданам, в том числе адвокатам, получать пособие по временной нетрудоспособности в размере, сопоставимом с суммами уплачиваемых ими страховых взносов в данный Фонд (и учитывает размер подлежащей обложению страховыми взносами части совокупного заработка (дохода) лиц, имеющих статус адвоката), не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на социальное обеспечение (статья 39; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и противоречащее конституционному принципу равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации), а также согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, указавшего, что устанавливаемый федеральным законодателем правовой режим пособий по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости, юридического равенства, сбалансированности прав и обязанностей (статья 6, часть 2; статья 19 Конституции Российской Федерации), и этим обусловлена недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся в Фонд социального страхования Российской Федерации и из которых формируются его средства, и страховым обеспечением, выплачиваемым из этих средств (постановления от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П и от 22 марта 2007 года N 4-П).

Таким образом, нет оснований для утверждения о том, что оспариваемым положением части 2.1 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" нарушаются конституционные права заявительницы.

2.3. Что касается оспариваемого положения пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", то само по себе оно не закрепляет какой-либо порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности и также не может рассматриваться как направленное на ущемление прав граждан.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В. Д. ЗОРЬКИН

Поделиться Скачать