Определение Конституционного Суда Российской Федерации об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тимушева Артема Андреевича на нарушение его конституционных прав пунктом 8 статьи 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда», пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации «Об индексации размера оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, и размера выплат при оказании адвокатами юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами», а также пунктами 2 и 3 Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела (Извлечение)
29 сентября 2011 г.
№ 1278-О-О
(о порядке оплаты труда адвоката и исчислении времени занятости)
Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев по требованию гражданина А.А. Тимушева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А. Тимушев оспаривает конституционность следующих нормативных положений:
абзаца второго пункта 8 статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", согласно которому размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
абзаца первого пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 года N 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда", устанавливающего, что размер оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, составляет за один день участия не менее 275 рублей и не более 1100 рублей, а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время - не менее 550 рублей и не более 2200 рублей;
пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 555 "Об индексации размера оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, и размера выплат при оказании адвокатами юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами", согласно которому размер оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 года N 400, повышен в 1,085 раза;
пункта 2 Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела (утвержден Приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 15 октября 2007 года N 199/87н), воспроизводящего положения абзаца первого пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 года N 400;
положения пункта 3 названного Порядка, устанавливающего, что время занятости адвоката исчисляется в днях, в которые адвокат был фактически занят выполнением поручения по соответствующему уголовному делу вне зависимости от длительности работы в течение дня по данному уголовному делу, в том числе в течение нерабочего праздничного дня или выходного дня, ночного времени, и конкретизирующего критерии, характеризующие степень сложности дела, которыми должны руководствоваться дознаватель, следователь, прокурор или суд при определении размера оплаты труда адвоката за один день участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве.
Нарушение своих прав заявитель усматривает в том, что оспариваемые положения устанавливают такой размер оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, который не достигает величины минимального размера оплаты труда, что не соответствует статьям 7 (части 1 и 2), 37 (часть 3) и 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.А. Тимушевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
2.1. Выбор гражданином той или иной формы реализации права на свободное распоряжение своими способностями к труду, закрепленного статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации (заключение трудового договора с работодателем, заключение контракта о прохождении службы, индивидуальная предпринимательская деятельность, приобретение статуса адвоката и пр.), влечет для него определенные правовые последствия, обусловленные правовым статусом, характерным для субъекта того или иного вида общественно-полезной деятельности. Такой правовой статус определяет федеральный закон, устанавливая набор прав, обязанностей, государственных гарантий их реализации и мер ответственности, исходя из существа данной деятельности, ее целевой направленности и фактического положения лица в порождаемых этой деятельностью отношениях (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2010 года N 11-П).
В отличие от работников по трудовому договору, адвокаты самостоятельно организуют работу по выполнению взятых на себя обязательств и несут ответственность за их надлежащее исполнение, сами регламентируют продолжительность своего рабочего времени и степень нагрузки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 550-О-О). Исходя из такого характера их деятельности к ним не применяются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе гарантии по оплате труда.
2.2. Адвокаты, на которых законом возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, осуществляют деятельность, имеющую публично-правовой характер, реализуя тем самым гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, как это вытекает из статей 45 (часть 1) и 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета, а размер и порядок вознаграждения адвоката в этих случаях устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 25 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", часть пятая статьи 50 УПК Российской Федерации).
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия (статья 114, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации), своим Постановлением от 4 июля 2003 года N 400 установило минимальный и максимальный размеры оплаты труда адвоката за один день участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда с учетом сложности уголовного дела, а Постановлением от 22 июля 2008 года N 555 повысило этот размер в 1,085 раза.
Такое правовое регулирование направлено на установление единого порядка оплаты труда адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в равной мере распространяется на всех адвокатов. Кроме того, время занятости адвоката по назначению исчисляется в днях, в которые адвокат был фактически занят выполнением поручений по соответствующим уголовным делам, - независимо от того, был он занят полный рабочий день или только его часть, в том числе небольшую (один - два часа) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N 462-О-О).
2.3. Свою позицию о нарушении его прав оспариваемыми положениями А.А. Тимушев обосновывает в том числе тем, что предусмотренный размер оплаты труда в случае занятости адвоката по назначению каждый рабочий день в течение месяца (с учетом того, что из суммы полученного вознаграждения производятся налоговые и иные обязательные отчисления) меньше минимального размера оплаты труда. Однако заявитель не представил документов, свидетельствующих о его занятости по назначению каждый день в течение одного месяца и невозможности в этот период осуществлять иную деятельность.
Как видно из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации документов, заявитель является адвокатом Адвокатской палаты города Москвы, в связи с чем на него в полной мере распространяются ее решения. Как следует из решения Совета Адвокатской палаты города Москвы от 25 марта 2004 года N 8 "Об определении порядка оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению", адвокаты привлекаются к участию в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению в порядке очередности. При этом не исключается возможность освобождения адвоката от личного участия в оказании юридической помощи по назначению в установленном порядке. Кроме того, Адвокатская палата города Москвы на основании пункта 10 статьи 25 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" осуществляет выплату дополнительного вознаграждения адвокатам, участвующим в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению (с 1 июля 2007 года в соответствии с решением Совета Адвокатской палаты города Москвы от 21 июня 2007 года N 86 размер доплаты за один день участия в следственных действиях по назначению составлял 130 рублей, а с 1 апреля 2010 года на основании решения от 16 марта 2010 года N 22 - 150 рублей).
При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что оспариваемыми заявителем нормами были нарушены его конституционные права.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев по требованию гражданина А.А. Тимушева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А. Тимушев оспаривает конституционность следующих нормативных положений:
абзаца второго пункта 8 статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", согласно которому размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
абзаца первого пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 года N 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда", устанавливающего, что размер оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, составляет за один день участия не менее 275 рублей и не более 1100 рублей, а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время - не менее 550 рублей и не более 2200 рублей;
пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 555 "Об индексации размера оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, и размера выплат при оказании адвокатами юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами", согласно которому размер оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 года N 400, повышен в 1,085 раза;
пункта 2 Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела (утвержден Приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 15 октября 2007 года N 199/87н), воспроизводящего положения абзаца первого пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 года N 400;
положения пункта 3 названного Порядка, устанавливающего, что время занятости адвоката исчисляется в днях, в которые адвокат был фактически занят выполнением поручения по соответствующему уголовному делу вне зависимости от длительности работы в течение дня по данному уголовному делу, в том числе в течение нерабочего праздничного дня или выходного дня, ночного времени, и конкретизирующего критерии, характеризующие степень сложности дела, которыми должны руководствоваться дознаватель, следователь, прокурор или суд при определении размера оплаты труда адвоката за один день участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве.
Нарушение своих прав заявитель усматривает в том, что оспариваемые положения устанавливают такой размер оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, который не достигает величины минимального размера оплаты труда, что не соответствует статьям 7 (части 1 и 2), 37 (часть 3) и 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.А. Тимушевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
2.1. Выбор гражданином той или иной формы реализации права на свободное распоряжение своими способностями к труду, закрепленного статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации (заключение трудового договора с работодателем, заключение контракта о прохождении службы, индивидуальная предпринимательская деятельность, приобретение статуса адвоката и пр.), влечет для него определенные правовые последствия, обусловленные правовым статусом, характерным для субъекта того или иного вида общественно-полезной деятельности. Такой правовой статус определяет федеральный закон, устанавливая набор прав, обязанностей, государственных гарантий их реализации и мер ответственности, исходя из существа данной деятельности, ее целевой направленности и фактического положения лица в порождаемых этой деятельностью отношениях (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2010 года N 11-П).
В отличие от работников по трудовому договору, адвокаты самостоятельно организуют работу по выполнению взятых на себя обязательств и несут ответственность за их надлежащее исполнение, сами регламентируют продолжительность своего рабочего времени и степень нагрузки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 550-О-О). Исходя из такого характера их деятельности к ним не применяются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе гарантии по оплате труда.
2.2. Адвокаты, на которых законом возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, осуществляют деятельность, имеющую публично-правовой характер, реализуя тем самым гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, как это вытекает из статей 45 (часть 1) и 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета, а размер и порядок вознаграждения адвоката в этих случаях устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 25 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", часть пятая статьи 50 УПК Российской Федерации).
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия (статья 114, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации), своим Постановлением от 4 июля 2003 года N 400 установило минимальный и максимальный размеры оплаты труда адвоката за один день участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда с учетом сложности уголовного дела, а Постановлением от 22 июля 2008 года N 555 повысило этот размер в 1,085 раза.
Такое правовое регулирование направлено на установление единого порядка оплаты труда адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в равной мере распространяется на всех адвокатов. Кроме того, время занятости адвоката по назначению исчисляется в днях, в которые адвокат был фактически занят выполнением поручений по соответствующим уголовным делам, - независимо от того, был он занят полный рабочий день или только его часть, в том числе небольшую (один - два часа) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N 462-О-О).
2.3. Свою позицию о нарушении его прав оспариваемыми положениями А.А. Тимушев обосновывает в том числе тем, что предусмотренный размер оплаты труда в случае занятости адвоката по назначению каждый рабочий день в течение месяца (с учетом того, что из суммы полученного вознаграждения производятся налоговые и иные обязательные отчисления) меньше минимального размера оплаты труда. Однако заявитель не представил документов, свидетельствующих о его занятости по назначению каждый день в течение одного месяца и невозможности в этот период осуществлять иную деятельность.
Как видно из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации документов, заявитель является адвокатом Адвокатской палаты города Москвы, в связи с чем на него в полной мере распространяются ее решения. Как следует из решения Совета Адвокатской палаты города Москвы от 25 марта 2004 года N 8 "Об определении порядка оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению", адвокаты привлекаются к участию в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению в порядке очередности. При этом не исключается возможность освобождения адвоката от личного участия в оказании юридической помощи по назначению в установленном порядке. Кроме того, Адвокатская палата города Москвы на основании пункта 10 статьи 25 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" осуществляет выплату дополнительного вознаграждения адвокатам, участвующим в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению (с 1 июля 2007 года в соответствии с решением Совета Адвокатской палаты города Москвы от 21 июня 2007 года N 86 размер доплаты за один день участия в следственных действиях по назначению составлял 130 рублей, а с 1 апреля 2010 года на основании решения от 16 марта 2010 года N 22 - 150 рублей).
При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что оспариваемыми заявителем нормами были нарушены его конституционные права.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В. Д. ЗОРЬКИН