Правовая позиция Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по проекту приказа МВД России «Об установлении пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях) системы МВД России»
Проектом приказа МВД России «Об установлении пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях) системы МВД России» предлагается утвердить Требования пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях) системы МВД России и порядок их реализации (далее – Требования).
Необходима доработка Требований в части обеспечения прав адвокатов (защитников, представителей, адвокатов, оказывающих юридическую помощь свидетелям, а также лицам, доставленным для составления протокола об административном правонарушении) посещать объекты и территории системы МВД для оказания по различным категориям дел квалифицированной юридической помощи находящимся там лицам. Гарантия о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленная в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, в равной степени распространяется на всех, в том числе на лиц, находящихся на объектах (территориях) системы МВД России по различным основаниям (включая свидетелей и лиц, доставленных для составления протокола об административном правонарушении), и не должна подлежать ограничению в зависимости от места нахождения данного лица и вида оказываемой ему юридической помощи.
Правовая неопределенность содержащихся в Требованиях норм и пробелы правового регулирования могут привести к разночтениям и возможным нарушениям прав как адвокатов (защитников, представителей, а также адвокатов, оказывающих юридическую помощь свидетелям при производстве следственных действий), так и их доверителей. Необходимо четкое закрепление норм, которые бы гарантировали допуск адвокатов для оказания ими квалифицированной юридической помощи на объекты (территории) системы МВД без ущемления прав защиты и представительства по различным категориям дел.
1. Относительно круга лиц, допускаемых на объекты (территории) системы МВД России
1.1. Пункт 1 Требований предлагается дополнить, указав в числе посетителей «адвокатов (защитников, представителей, адвокатов, оказывающих юридическую помощь свидетелям, а также лицам, доставленным для составления протокола об административном правонарушении)», и изложить пункт в следующей редакции:
«1. Пропускной и внутриобъектовый режимы осуществляются при пропуске в здания, сооружения, помещения и на иные объекты центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, организаций культуры, физкультурно-спортивных организаций, редакций печатных и электронных средств массовой информации, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, адвокатов (защитников, представителей, адвокатов, оказывающих юридическую помощь свидетелям, а также лицам, доставленным для составления протокола об административном правонарушении), а также иных лиц, посещающих объекты системы МВД России, транспортных средств, грузов и материальных ценностей, а также нахождении на объектах системы МВД России сотрудников, адвокатов (защитников, представителей, адвокатов, оказывающих юридическую помощь свидетелям, а также лицам, доставленным для составления протокола об административном правонарушении) и посетителей».
В этих же целях п. 5, 6 Требований предлагается изложить в следующей редакции:
«5. Пропуск сотрудников, адвокатов (защитников, представителей, адвокатов, оказывающих юридическую помощь свидетелям, а также лицам, доставленным для составления протокола об административном правонарушении) и посетителей на объекты системы МВД России осуществляется через специально оборудованные помещения (части помещений) – контрольно-пропускные пункты или посты с функциями контрольно-пропускных пунктов, в том числе оборудованные системой контроля и управления доступом (далее – СКУД), определенные руководителем органа (организации, подразделения) системы МВД России.
6. Пропуск сотрудников, адвокатов (защитников, представителей, а также адвокатов, оказывающих юридическую помощь свидетелям при производстве следственных действий) и посетителей на объекты системы МВД России, за исключением доставления задерживаемых лиц в полицию, конвоирования задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, осуществляется после удостоверения их личности (статуса) и осмотра вещей, находящихся при них, а при следовании сотрудника (посетителя) на транспортном средстве – после осмотра данного транспортного средства».
1.2. Пункт 21 Требований предлагается изложить в следующей редакции:
«21. Посещение объектов системы МВД России лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и осуществляющими государственный контроль за деятельностью полиции, судебный контроль и надзор, прокурорский надзор, а также адвокатами (защитниками, представителями, а также адвокатами, оказывающими юридическую помощь свидетелям при производстве следственных действий), предъявившими документы, перечисленные в п. 8.2 Требований, осуществляется беспрепятственно».
2. Относительно целей организации пропускного и внутриобъектового режима
2.1. Пункт 1.1 Требований предлагается дополнить указанием на одну из целей организации пропускного и внутриобъектового режима, изложив пункт в следующей редакции:
«1.1. Пропускной и внутриобъектовый режимы на охраняемых полицией объектах системы МВД России устанавливаются для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности зданий, сооружений, помещений и иных объектов МВД России, его территориальных органов, подразделений полиции и прилегающих к ним территорий, устранения угроз безопасности граждан, в том числе проходящих службу (работающих) в органах внутренних дел Российской Федерации, недопущения хищений имущества, обеспечения собственной безопасности и защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну (режима секретности), обеспечения прав лиц, в отношении которых осуществляется административное или уголовное производство, на получение квалифицированной юридической помощи».
3. Относительно документов для пропуска на объекты (территории) системы МВД России
3.1. Необходимо закрепление права на беспрепятственный проход адвоката (защитника, представителя, адвоката, оказывающего юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении) к его доверителю при предъявлении удостоверения адвоката, ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, в котором адвокат осуществляет адвокатскую деятельность, или адвокатской палатой, членом которой является адвокат, либо доверенности на представление интересов лица, которому оказывается квалифицированная юридическая помощь по различным категориям дел. Это не исключает возможности удостоверения личности адвоката посредством предъявления паспорта или заменяющего его документа.
Пункт 8.2 Требований предлагается изложить в следующей редакции:
«8.2. Адвоката (защитника, представителя, адвоката, оказывающего юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении) – документа, удостоверяющего наличие у него статуса адвоката (удостоверение адвоката, справка по форме № 5 приказа Минюста России от 23 апреля 2014 г. № 85 “Об утверждении Порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации”), ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, в котором адвокат осуществляет адвокатскую деятельность, или адвокатской палатой, членом которой является адвокат, либо доверенности на представление интересов лица, которому оказывается квалифицированная юридическая помощь по различным категориям дел».
3.2. Измененные нормы Требований о беспрепятственном проходе адвоката (защитника, представителя, адвоката, оказывающего юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении) к своему доверителю необходимо распространить как в отношении п. 1–52 Требований, так и в отношении раздела VII «Осуществление пропускного и внутриобъектового режимов на отдельных объектах системы МВД России» (п. 53–54.5) Требований.
4. Относительно отсылок на нормативно-правовую базу оснований и порядка пропуска на объекты (территории) системы МВД России
4.1. В п. 38 Требований не следует ограничиваться лишь отсылкой к Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а для корректного применения его норм необходимо полностью изложить ст. 18 данного Закона, а именно, что «подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником с момента фактического задержания. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Свидания предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката и ордера…»
Необходимость подробного изложения данной нормы объясняется, в частности, тем, что у сотрудника полиции, осуществляющего пропускной режим, на месте может не быть Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
4.2. Помимо указания на конституционное положение о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ) и ст. 18 Федерального закона «О содержании
под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следует также указать на положения ст. 14 Федерального закона «О полиции», положения ст. 11, 16, 42, 44–47 и 49 УПК РФ, ст. 25.1 и 25.5 КоАП РФ, ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Комплексное указание на данные положения федерального законодательства позволит устранить недостаток, выраженный в отсутствии регламентации допуска адвокатов к свидетелям по уголовным делам, к потерпевшим по уголовным делам, к лицам, в отношении которых ведется административное производство, и т.д.
Следует учитывать, что гарантия о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленная в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, в равной степени распространяется на всех, в том числе и на лиц, находящихся под стражей, не должна подлежать ограничению и предусматривает право получения квалифицированной юридической помощи по различным категориям дел.
4.3. Пункт 38 Требований предлагается изложить в следующей редакции:
«Пропуск лиц для проведения свиданий с подозреваемым и обвиняемым осуществляется в соответствии с положениями ст. 18 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”.
Пропуск адвоката для проведения свиданий с подозреваемым, обвиняемым, а также с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо с лицом доставленным для составления протокола об административном правонарушении, осуществляется на основании положений ст. 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ “О полиции”, ст. 11, 16, 42, 44–47 и 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ, ст. 25.1 и 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”, ст. 18 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”, а также настоящих Требований».
4.4. После п. 38 Требований предлагается ввести новые пункты и примечание:
«38.1. Пропуск адвоката (защитника, представителя, адвоката, оказывающего юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении) к задержанным или доставленным лицам, находящимся в подразделении МВД России, осуществляется в соответствии с положениями п. 5 ст. 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ “О полиции”.
38.2. Пропуск адвоката (защитника, представителя, адвоката, оказывающего юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении) для участия в производстве следственных или процессуальных действий осуществляется в соответствии с положениями ст. 49 и 50 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
38.3. Пропуск адвоката (защитника, представителя, адвоката, оказывающего юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении) для участия в производстве по делам об административных правонарушениях с лицами, находящимися в подразделении МВД России, осуществляется в соответствии с положениями ст. 25.1 и 25.5 Кодекса административного производства РФ».
4.5. Пункт 53.3. Требований предлагается изложить в следующей редакции:
«53.3. Объектов оперативно-поисковых подразделений
и подразделений специальных технических мероприятий органов внутренних дел Российской Федерации. Допуск посетителей на указанные объекты осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность указанных подразделений.
Допуск адвокатов (защитников, представителей, адвокатов, оказывающих юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении) на указанные объекты для оказания квалифицированной юридической помощи осуществляется беспрепятственно на основании ч. 1 ст. 48 Конституции РФ и в соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», ст. 11, 16, 42, 44–47 и 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ, ст. 25.1 и 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», ст. 18 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», при предъявлении адвокатами (защитниками/представителями) документов, перечисленных в пункте 8.2 Требований».
4.6. Пункт 54 Требований предлагается изложить в следующей редакции:
«54. В отношении объектов центрального аппарата МВД России Министром внутренних дел Российской Федерации или уполномоченным (уполномоченными) им лицом (лицами) определяются (устанавливаются):
54.1. Лицо (лица), ответственное (ответственные) за организацию пропускного и внутриобъектового режимов.
54.2 Места расположения контрольно-пропускных пунктов или постов с функциями контрольно-пропускных пунктов.
54.3. Категории сотрудников, имеющих право посещения объекта системы МВД России за пределами времени, определенного правилами внутреннего распорядка и (или) режима работы.
54.4. Сотрудники (категории сотрудников), имеющие право давать разрешения на пропуск посетителей, в том числе по пропускам и спискам.
54.5. Категории посетителей и сотрудников, имеющие право въезда на объекты центрального аппарата МВД России на транспортных средствах, а также лица, имеющие право давать разрешения на разовый пропуск автотранспорта.
При этом допуск на указанные объекты адвокатов (защитников, представителей, адвокатов, оказывающих юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении) осуществляется беспрепятственно на основании ч. 1 ст. 48 Конституции РФ и в соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ “О полиции”, ст. 11, 16, 42, 44–47 и 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ, ст. 25.1 и 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”, ст. 18 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” при предъявлении адвокатами (защитниками, представителями, а также адвокатами, оказывающими юридическую помощь свидетелям при производстве следственных действий) документов, перечисленных в п. 8.2 Требований».
4.7. Требования не содержат положения, регулирующего порядок пропуска адвоката (защитника/представителя), прибывшего в отдел полиции к следователю (дознавателю) либо оперативному сотруднику для участия в производстве по уголовному делу.
Данный пробел многократно становился и в будущем может стать поводом для различных конфликтных ситуаций между адвокатами и сотрудниками полиции.
Между тем ежедневно тысячи адвокатов посещают объекты системы МВД России, осуществляя свои профессиональные полномочия и оказывая гражданам предусмотренную ст. 48 Конституции РФ квалифицированную юридическую помощь.
В связи с этим необходимо внести дополнения в Требования, касающиеся беспрепятственного допуска адвокатов к следователю (дознавателю) либо оперативному сотруднику для участия в производстве по уголовному делу, по аналогии со ст. 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при наличии удостоверения адвоката и ордера.
5. Относительно разрешенных для внесения (вынесения) предметов на объекты (территории) системы МВД России
После п. 12 Требований предлагается ввести новый пункт:
«12.1 Адвокатам (защитникам, представителям, адвокатам, оказывающим юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении), прибывшим для выполнения своих профессиональных обязанностей на объектах МВД России, разрешается вносить (выносить) телефоны, технические средства (фотоаппараты) для копирования (фотокопирования) ими материалов уголовных и административных дел в соответствии с правилами, предусмотренными УПК РФ, КоАП РФ и КАС РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством Российской Федерации».
6. Относительно организации пропуска посетителей в отдельные здания (помещения) объектов МВД России с учетом устройства помещений для пропуска
В связи с особенностями организации пропуска посетителей в отдельные здания (помещения) объектов МВД России после п. 5 Требований предлагается ввести новый пункт:
«5.1. Доступ посетителей до помещения (окна) дежурной части подразделения МВД России или иного подразделения органа МВД России, отвечающего за пропуск посетителей, за принятие у посетителей заявлений о преступлениях, за проверку документов, дающих право на вход, и т.п., осуществляется беспрепятственно».
Пояснения: в отдельных зданиях подразделений МВД России (на примере Василеостровского УМВД Санкт-Петербурга) устанавливаются барьеры с регулируемой пропускной системой, не позволяющей подойти к окну дежурной части ближе 5 метров, что создает препятствие посетителям для предъявления документов.
7. Относительно правил осмотра сотрудников и посетителей объектов (территорий) системы МВД России
7.1. Пункт 11, касающийся осмотра сотрудников и посетителей, необходимо дополнить предусмотренными законом гарантиями адвокатской деятельности.
В частности, в силу требований ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» с целью недопущения разглашения сведений, составляющих адвокатскую тайну, не подлежат осмотру (досмотру) адвокатское производство, находящееся при адвокате, а также иные предметы, в которых содержится адвокатская тайна (компьютеры, телефоны и т.д.).
В силу требований Постановления Конституционного Суда РФ от 20 июля 2021 г. № 38-П «По делу о проверке конституционности части шестой статьи 34 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” в связи с жалобой гражданина Р.Р. Идиятдинова» личный досмотр адвоката возможен только при наличии оснований полагать, что у того есть предметы, вещества и средства, представляющие угрозу для безопасности окружающих.
Необходимо установить изъятия в части личного осмотра, осмотра содержимого карманов, сумок и иных предметов, используемых
для переноски вещей адвокатов (защитников/представителей).
7.2. Пункт 11 Требований предлагается изложить в следующей редакции:
«11. Личный осмотр сотрудников, адвокатов (защитников, представителей, адвокатов, оказывающих юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении) и посетителей, осмотр находящихся при них вещей, осмотр транспортных средств при въезде на объекты системы МВД России и выезде с объектов системы МВД России осуществляется с целью обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов, устранения угроз безопасности граждан, недопущения хищений имущества, обеспечения сохранности и недопущения разглашения сведений, составляющих государственную тайну.
Личный осмотр, осмотр вещей, находящихся при адвокатах (защитниках, представителях, адвокатах, оказывающих юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении), осуществляется с изъятиями, предусмотренными федеральным законодательством».
При этом в целях обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов системы МВД России возможно установление требования о необходимости продемонстрировать работоспособность электронного устройства (например, персонального компьютера) без права требовать демонстрации содержащейся на таком устройстве информации.
7.3. Согласно п. 13 Требований: «На объекты системы МВД России запрещается вносить (ввозить): <…> специальные технические средства для несанкционированного (негласного) получения информации (за исключением вноса (ввоза) указанных средств сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел, а также если данные средства являются предметами, изъятыми в ходе досудебного производства, но не признанными вещественными доказательствами по уголовным делам <…>».
Данный пункт Требований предлагается дополнить: «К специальным техническим средствам для несанкционированного (негласного) получения информации не относятся мобильные телефоны, принадлежащие адвокатам (защитникам, представителям, а также адвокатам, оказывающим юридическую помощь свидетелям при производстве следственных действий), фотоаппараты, предназначенные для копирования материалов дела, а также иные технические средства, специально не предназначенные для несанкционированного (негласного) получения информации».
7.4. Пункт 15 Требований предлагается изложить в следующей редакции:
«15. При осмотре сотрудников, адвокатов (защитников, представителей, адвокатов, оказывающих юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении) и посетителей, осмотре находящихся при них вещей, осмотре транспортных средств производится визуальное обследование одежды, находящихся при лице носимых вещей, внешних поверхностей, салона и багажного отделения транспортного средства».
7.5. Пункт 17 Требований предлагается изложить в следующей редакции:
«Уклонение от осуществления личного осмотра, осмотра содержимого карманов, сумок и иных предметов, используемых для переноски вещей, является основанием для отказа в пропуске на территорию объекта системы МВД России.
При этом отказ в пропуске на территорию объекта системы МВД России адвоката (защитника, представителя, адвоката, оказывающего юридическую помощь свидетелю, а также лицу, доставленному для составления протокола об административном правонарушении), предъявившего документы, перечисленные п. 8.2 Требований, не допускается».
8. Дополнение приложений к Требованиям
Приложение № 1 к Требованиям предлагается дополнить:
«10. Удостоверение адвоката либо справка по форме № 5 приказа Минюста России от 23 апреля 2014 г. № 85 “Об утверждении Порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации”».
Президент ФПА РФ С.И. Володина