• Документы ФПА РФ
  • Правовые позиции ФПА РФ

Правовая позиция ФПА РФ о проекте федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»

11 мая 2021 г.

Председателю Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации

В.В. Володину

 

 

Уважаемый Вячеслав Викторович!

В Федеральной палате адвокатов Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Пискаревым, А.Б. Выборным, Э.А. Валеевым, Н.И. Рыжаком, Д.И. Савельевым.

ФПА РФ, рассмотрев проект данного постановления, частично его поддерживает в силу следующих соображений:

1. Заслуживают одобрения предлагаемые изменения, предусмотренные частью четвертой статьи 15, а также частью четвертой статьи 89 и частью шестой статьи 158 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в части, касающейся совершенствования существующего порядка предоставления осужденным свиданий с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, в том числе с представителями в Европейском Суде по правам человека, лицами, оказывающими осужденным юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский Суд по правам человека.

Данное изменение обусловлено необходимостью восполнить пробел в законодательстве, выявленный Европейским Судом по правам человека в постановлении от 10 июня 2010 г. по делу «Захаркин против Российской Федерации».

2. ФПА РФ возражает против внесения изменений в часть четвертую статьи 89 и часть шестую статьи 158 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в той части, где адвокатам или иным указанным лицам, имеющим право на оказание юридической помощи, запрещается проносить на территорию исправительного учреждения технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись.

В пояснительной записке данный запрет обоснован тем, что в соответствии со статьей 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действует режим – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий, в том числе, охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними.

Однако с такой аргументацией согласиться нельзя.

Так, решением Верховного Суда РФ от 10 ноября 2017 г. № АКПИ17-867 «О признании недействующим пункта 77 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295, и частично недействующим пункта 17 приложения N 1 к указанным Правилам» признано, что для получения юридической помощи осужденными Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации предусматривает предоставление свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов (часть 4 статьи 89) и не устанавливает запретов проносить на территорию исправительного учреждения технические средства связи.

Аналогичные решения выносились Верховным Судом РФ 15 апреля 2009 г. № ГКПИ09-13 «О признании частично недействующими пунктов 76 и 80 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205» и 7 февраля 2012 г. № ГКПИ11-2095 «О признании частично недействующими пунктов 76 и 80 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 N 205, а также пункта 18 приложения N 1 к ним».

По смыслу конституционных норм и корреспондирующих им положений Международного пакта о гражданских и политических правах (подпункт «b» пункта 3 статьи 14), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (подпункты «b», «c» пункта 3 статьи 6), а также конкретизирующих их норм Уголовно-процессуального кодекса РФ (часть 1 статьи 16, пункт 11 части 1 статьи 53, пункт 1 части 3 статьи 86), существенным и неотъемлемым элементом права на помощь адвоката (защитника) является не только предоставление содержащемуся под стражей обвиняемому (подозреваемому) возможности непосредственного общения со своим защитником, но и возможность последнего оказать квалифицированную юридическую помощь обвиняемому (подозреваемому) всеми средствами и способами, не запрещенными законом.

Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (подпункты 1, 3 пункта 3 статьи 6), Уголовно-процессуальным кодексом РФ (статья 84, подпункт 1 части 3 статьи 86) закреплено право адвоката (защитника) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, получать и представлять предметы, документы и иные сведения, к которым могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации.

Использование адвокатами технических средств, позволяющих осуществлять аудио- и видеозапись, создаст возможности для оказания квалифицированной юридической помощи.

В частности, это поможет вскрыть и зафиксировать совершаемые в исправительных колониях нарушения закона и прав осужденных.

Последние часто обращаются к адвокатам и иным лицам при намерении обжаловать незаконные действия администрации учреждения.

Например, используя технические средства можно сфотографировать имеющиеся у осужденного телесные повреждения и доказательно поставить вопрос о привлечении к уголовной ответственности виновных лиц.

Предложение авторов законопроекта разрешить проносить копировально-множительную технику и фотоаппаратуру только для снятия копий с материалов личного дела осужденного с правом пользоваться такой техникой только в отсутствие осужденного в отдельном помещении, определенном администрацией исправительного учреждения, является неосновательным и существенно ограничивает возможности адвокатов.

Такой подход противоречит целям и задачам Федерального закона № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и ставит целью скрыть от общественности предполагаемые нарушения закона и создать искусственные трудности в их выявлении.

На основании подпункта 7 пункта 3 статьи 37 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» ФПА РФ участвует в проведении экспертиз проектов федеральных законов.

На основании изложенного просим учесть позицию Федеральной палаты адвокатов РФ при рассмотрении законопроекта «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации».

Вице-президент ФПА РФ
Г.К. Шаров

Поделиться Скачать