• Документы ФПА РФ
  • Документы Совета ФПА РФ
  • Отчёт

Отчет Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации о работе за период с апреля 2005 г. по апрель 2007 г.

3 апреля 2007 г.

Утвержден решением Совета ФПА 3 апреля 2007 г.
(Протокол № 10)


I. Общие положения

1.1. Важным итогом реализации Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и решений II Всероссийского съезда адвокатов является то, что адвокатская корпорация становится все более сплоченным сообществом, объединенным не только профессиональными рамками, но и общими целями, этическими и нравственными установками.

За время, прошедшее после съезда, адвокатура выдержала экзамен на зрелость перед государством и обществом. Наше сообщество, организованное в новую структуру, проводило в жизнь и отстаивало принципы независимости, корпоративности и самоуправления, образующие прочное основание современной адвокатуры.

1.2. За эти два года наше сообщество выросло почти до 59 тысяч адвокатов. В наших рядах трудятся высококвалифицированные специалисты: 233 адвоката имеют почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», 122 — ученую степень доктора юридических наук, 992 — кандидата юридических наук.

1.3. По состоянию на 1 января 2007 года в России учреждено около 15,5 тысячи адвокатских образований, в том числе 2132 коллегии адвокатов, имеющие 236 филиалов, 506 адвокатских бюро, 12 736 адвокатских кабинетов, 50 юридических консультаций.

1.4. В адвокатских образованиях и адвокатских палатах наряду с адвокатами работают тысячи других специалистов: бухгалтеры, референты и технические работники. В адвокатских образованиях начинают свою профессиональную деятельность стажеры и помощники адвокатов, намеренные связать свою жизнь с адвокатурой.

1.5. В отчетном периоде число членов Федеральной палаты адвокатов сократилось до 85 адвокатских палат: в связи с процессом объединения субъектов Российской Федерации ликвидированы адвокатские палаты Коми-Пермяцкого, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов.

II. Основные направления и итоги деятельности Совета в отчетном периоде

1. Реализация Советом функций коллегиального исполнительного органа Федеральной палаты адвокатов

1.1. Совет Федеральной палаты адвокатов в период между съездами в соответствии с законодательством об адвокатуре и решениями Всероссийского съезда адвокатов обеспечивал представительство и защиту интересов адвокатского сообщества и отдельных адвокатов в отношениях с государственной властью, осуществлял координацию деятельности адвокатских палат по вопросам адвокатской деятельности и адвокатуры, содействовал повышению уровня оказываемой адвокатами юридической помощи. Совет стал организующим и направляющим центром, в котором вырабатывались принципиальные решения по самым проблемным вопросам адвокатской деятельности.

1.2. В составе Совета 30 адвокатов, из числа которых по предложению президента Е.В. Семеняко избраны вице-президенты: Н.А. Гагарин, А.П. Галоганов, В.В. Калитвин, Ю.С. Пилипенко, возглавившие основные направления деятельности Совета. Ряд членов Совета представляют Федеральную палату адвокатов в федеральных округах РФ, также являясь вице-президентами ФПА: А.Н. Денисова, В.Н. Смирнов, Д.П. Баранов, Н.Д. Рогачев, В.Г. Кушнарев, Н.С. Матыцина.
Для успешного осуществления полномочий, отнесенных к компетенции Совета Палаты, создано 6 комиссий и 5 рабочих групп, в основном из числа членов Совета.
 
1.3. В отчетном периоде проведено 10 заседаний Совета, на которых рассмотрено более 80 вопросов, входящих в его компетенцию, в том числе:
— о принятии порядка ведения реестра адвокатских образований;
— о порядке изменения адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации;
— об утверждении Регламента Совета ФПА РФ и Регламента Ревизионной комиссии ФПА РФ;
— о создании при Федеральной палате адвокатов Научно-консультативного совета и преобразовании Научно-методического центра в Экспертно-методический центр;
— о профессиональной подготовке и переподготовке адвокатов, помощников адвокатов и адвокатов-стажеров;
— о порядке рассмотрения и разрешения письменных обращений в адвокатских образованиях и адвокатских палатах;
— о внесении изменений и дополнений в Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката;
— о правилах бухгалтерского учета и бланках строгой отчетности, используемых при осуществлении наличных денежных расчетов с доверителями;
— о страховании риска профессиональной имущественной ответственности адвоката;
— об информационном обеспечении адвокатов и совершенствовании изданий «Российский адвокат», информационного бюллетеня «Вестник Федеральной палаты адвокатов»;
— о создании Ассоциации адвокатской прессы;
— о создании автоматизированной информационно-аналитической системы «Адвокатура».

1.4. На заседаниях Совета ФПА РФ рассматривались ситуации, сложившиеся в адвокатских палатах Камчатской и Сахалинской областей, Ненецкого и Чукотского автономных округов в отношении различных аспектов адвокатской деятельности, в том числе разбирались вопросы взаимоотношений с территориальными органами Федеральной регистрационной службы.

1.5. В отчетном периоде Федеральная палата адвокатов активно привлекала к общекорпоративной работе коллег из разных адвокатских палат и образований. Представители многих адвокатских палат в составе действующих комиссий и рабочих групп решают вопросы научной деятельности, обучения и переподготовки адвокатов; обобщения и анализа дисциплинарной практики; страхования, налогообложения; оказания помощи малоимущим гражданам и другие.

1.6. ФПА поддерживаются наиболее ценные инициативы адвокатов. Примером может служить начинание адвоката С.Н. Гаврилова из Вологды, создавшего вместе со своими товарищами уникальную информационную интернет-систему «Адвокатура», которая проходит опытную эксплуатацию и скоро будет введена в действие.
Совет ФПА намерен и в дальнейшем выполнять роль центра притяжения адвокатских начинаний.

2. Представление интересов адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации:

А) в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями адвокатов и иными российскими организациями

2.1. Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации адвокатура находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это предполагает наличие определенных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации, с одной стороны, и адвокатурой — с другой, а также подразумевает участие органов власти указанных уровней в решении отнесенных к их компетенции вопросов, касающихся адвокатуры и адвокатской деятельности.

Основы взаимоотношений адвокатуры и государства закреплены в статье 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре, Федеральный закон).

2.2. Совету Палаты удалось за отчетный период наладить рабочие контакты с государственными органами, как в центре, так и на местах, с соответствующими министерствами и ведомствами. Органы исполнительной власти в большинстве случаев достаточно оперативно реагировали на запросы по проблемам налогообложения адвокатов, оплаты юридической помощи по назначению, обеспечению нормальных условий работы.

2.3. С целью дальнейшего совершенствования представительской деятельности в структуре аппарата Федеральной палаты адвокатов образовано управление по взаимодействию с федеральными органами власти, общественными организациями и обеспечению законопроектной работы.

2.4. В связи с реформой федеральных органов исполнительной власти государством назначен орган, наделенный функциями по контролю и надзору в области адвокатуры, — Федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Актуальные вопросы взаимодействия Федеральной палаты адвокатов с Федеральной регистрационной службой обсуждались на заседании Совета с участием представителей Росрегистрации. В процессе обсуждения была определена позиция Совета, заключающаяся в том, что Федеральной регистрационной службой при осуществлении обязанностей, возложенных на нее законодателем, не должны нарушаться принципы независимости, самоуправления и корпоративности адвокатуры, а также гарантии независимости адвокатов, закрепленные в Федеральном законе. С учетом этой позиции Федеральной палатой адвокатов был подготовлен проект соглашения о взаимодействии с Федеральной регистрационной службой, который находится на рассмотрении у руководства Росрегистрации. В Федеральной палате адвокатов определен специалист по взаимодействию с ФРС.

2.5. Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере адвокатуры возложены на Министерство юстиции РФ. С этим федеральным органом исполнительной власти также велось активное сотрудничество в целях правового урегулирования проблемных вопросов адвокатской деятельности при оказании юридической помощи гражданам Российской Федерации.
2.6. Одним из факторов, определивших взаимодействие адвокатуры с федеральными органами государственной власти, стала проблемная ситуация, связанная с оплатой труда адвокатов за участие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению уполномоченных на то органов в порядке, определенном статьями 50 и 51 УПК РФ, а также в качестве представителей в гражданском судопроизводстве в порядке статьи 50 ГПК РФ и статьи 26 Федерального закона.

2.7. В уголовном судопроизводстве система оплаты труда адвокатов, работающих по назначению, действует достаточно эффективно. Но у этой системы имеются недостатки.

Наиболее существенный из них заключается в распылении средств между 16 министерствами и ведомствами, уполномоченными назначать адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, что приводит к несвоевременной оплате труда адвокатов. По результатам работы в 2005 году сумма задолженности по оплате труда адвокатов, участвовавших в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению, составила значительную сумму, исчисляемую десятками миллионов рублей.

С 2006 года расходы на оплату труда адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению, выделены в федеральном законе о федеральном бюджете отдельной строкой, однако целевое назначение этих расходов не произведено, и ведомства продолжают ущемлять права адвокатов по оплате их труда, а задолженность государства перед адвокатами продолжает расти.
Кроме того, привлекая адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению, уполномоченные на то органы не оплачивают ему командировочные расходы, связанные с выездом к месту проведения процессуальных действий в другие населенные пункты, а также не компенсируют работу в выходные и праздничные дни.

Резолюция Всероссийского съезда адвокатов по этому вопросу до сих пор не исполнена. Обращение Совета ФПА РФ в Федеральную регистрационную службу и Министерство юстиции РФ с просьбой включить в план законопроектной работы подготовку необходимого документа не нашло поддержки в этих органах государственной власти. В связи с этим в сентябре 2006 года было направлено письмо соответствующего содержания председателю комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной работе вице-премьеру А.Д. Жукову.

2.8. Порядок оплаты труда адвоката, участвующего в качестве представителя в гражданском судопроизводстве по назначению суда в случаях, установленных законодательством, в настоящее время не определен. Целевое финансирование из федерального бюджета на эти цели не предусмотрено. По этой причине труд адвокатов, участвующих в гражданском судопроизводстве, не оплачивается.
Например, в 2006 году Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Курганской области не приняло к оплате труда адвокатов 472 постановления по гражданским делам на сумму около 200 тыс. рублей ввиду отсутствия норм, регулирующих порядок оплаты труда адвокатов по назначению по гражданским делам.
По иску коллегии адвокатов Арбитражный суд Курганской области взыскал с Судебного департамента при Верховном Суде в Курганской области всю сумму задолженности, применив аналогию закона, т.е. нормы, регулирующие оплату труда адвокатов, назначаемых по уголовным делам.

Информация об этом помещена на интернет-сайте ФПА РФ и передана для публикации в информационном бюллетене «Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации», чтобы адвокатские палаты в других субъектах также могли ею воспользоваться.

2.9. Активное взаимодействие адвокатуры с властными органами субъектов Российской Федерации вызвано, в частности, тем, что на региональные органы власти законодательно возложена обязанность материально обеспечивать оказание юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях. Это касается в первую очередь создания в таких районах юридических консультаций.
Однако Федеральный закон в этой части исполняется не вполне удовлетворительно. За 4 года на территории Российской Федерации создано всего 50 юридических консультаций: в Республике Калмыкия — 14, Чукотском автономном округе — 9, Республике Бурятия
— 8, Республике Саха (Якутия) — 5, Ямало-Ненецком автономном округе — 4, Республике Дагестан — 3, Свердловской области — 5, Еврейской автономной области и Нижегородской — по 1.
До настоящего времени перечень труднодоступных местностей Правительством РФ не определен, в связи с чем отсутствует правовая основа оказания бесплатной юридической помощи гражданам в этих местностях.

2.10. На субъекты Российской Федерации возложено также законодательное определение порядка компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации в порядке ст. 26 Федерального закона.

Однако следует указать, что в 78 субъектах Российской Федерации не созданы правовые и финансовые предпосылки для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в порядке статьи 26 Федерального закона об адвокатуре:
— в 25 субъектах Российской Федерации вообще не приняты законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации по созданию условий оказания юридической помощи гражданам бесплатно;
— в 27 субъектах Российской Федерации принятые законодательные и иные правовые акты лишь дублируют положения статьи 26 Федерального закона, но не определяют механизм получения гражданами юридической помощи бесплатно;
— в 38 субъектах Российской Федерации, принявших законы и иные правовые акты по данному вопросу, не выделены денежные средства на компенсацию расходов адвокатам, оказывавшим юридическую помощь бесплатно.

Но даже там, где денежные средства для оказания бесплатной юридической помощи выделены (Республика Татарстан, Красноярский край, Ярославская область и др.), они не осваиваются в полном объеме. Это связано с тем, что для получения бесплатной юридической помощи гражданин должен документально подтвердить свой статус малоимущего, а сбор большого пакета документов сопряжен с чрезмерными эмоциональными и временными затратами.
В настоящее время выплата вознаграждения адвокату за оказание бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации возложена пунктом 10 статьи 25 Федерального закона на адвокатские палаты. Однако адвокатские палаты не располагают необходимыми денежными средствами, поэтому данное правовое положение требует пересмотра. В законе должна быть четко сформулирована обязанность государства оплачивать бесплатную юридическую помощь.

Невзирая на отсутствие оплаты труда государством, адвокаты продолжают оказывать бесплатную юридическую помощь нуждающимся гражданам. В 2005 году 32 882 адвоката во всех субъектах Российской Федерации практически безвозмездно оказали юридическую помощь 241 015 гражданам. В 2006 году этой работой занимались 32 996 адвокатов и оказали юридическую помощь 225 627 гражданам.

2.11. Несмотря на обращения Федеральной палаты адвокатов, не выполняются положения пункта 2 статьи 3 Федерального закона, обязывающие органы государственной власти при необходимости выделять адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Проблема размещения адвокатских образований еще более обострилась в связи с проводимой реформой органов местного самоуправления. Муниципальные органы власти отказывают адвокатским образованиям и адвокатским палатам в пролонгировании договоров аренды в муниципальных помещениях.

Федеральная палата адвокатов обращалась в отдельные субъекты Российской Федерации (Хабаровский край, Пензенская область и другие), однако не всегда находила поддержку. Мы уверены, что рассматриваемая проблема требует решения на уровне Правительства РФ.

ФПА проинформировала Федеральную регистрационную службу о положении со служебными помещениями адвокатских образований и ожидает принятия Росрегистрацией действенных мер по улучшению ситуации.

2.12. К настоящему моменту Совет ФПА РФ наладил взаимодействие с Конституционным Судом РФ (осуществляет Ю.А. Костанов), Правительством РФ (А.П. Галоганов, Г.Н. Нилус), Высшим Арбитражным Судом РФ (Е.В. Семеняко, Ю.С. Пилипенко, В.Н. Буробин, И.Н. Шумский), профильными комитетами Совета
Федерации (Комитетом по конституционному законодательству, Комитетом по правовым и судебным вопросам) и Государственной Думой (Комитетом по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству), а также правовыми управлениями соответствующих органов власти.
Представители Совета участвуют в работе парламентских, правительственных и судебных организационных структур, готовят заключения и другие аналитические материалы по вопросам, представляющим интерес для адвокатского сообщества.
Это положительным образом сказалось на взаимоотношениях адвокатуры с государственными органами, позволило установить разумный баланс в этих взаимоотношениях.

2.13. Федеральной палатой адвокатов проведена большая работа в плане сотрудничества с другими государственными структурами. Заключено соглашение о взаимодействии с МВД РФ, которое предусматривает обмен информацией, консультации, разработку и реализацию мер, требующих совместного обсуждения.
По инициативе ФПА РФ аналогичный договор подписан с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Стороны намерены объединить усилия по обеспечению населения доступной юридической помощью.

ФПА РФ представлена в Консультативном совете при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Росфинмониторинг), что позволяет на данном этапе обеспечить неприкосновенность адвокатской тайны.

2.14. В отчетном периоде в Федеральную палату адвокатов из Государственной Думы и Правительства Российской Федерации поступали законопроекты, касающиеся вопросов адвокатской деятельности и адвокатуры. Нами проведена экспертиза и даны заключения по 12 законопроектам.

Мнение Федеральной палаты адвокатов, как правило, учитывалось Комитетами Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Комиссией Правительства РФ по законопроектной работе при принятии решений по законопроектам.

2.15. Для выработки научно обоснованной позиции адвокатуры по актуальным вопросам законотворчества и правоприменения Советом Палаты созданы Научно-консультативный совет и Экспертно-методический центр, в состав которых включены известные адвокатыправоведы, ученые, эксперты.

За отчетный период Научно-консультативный совет (научный руководитель — проф. В.В. Лазарев) исследовал многие важные вопросы теории и практики российского законодательства, международного права, адвокатской деятельности и адвокатуры. Его заключения направлялись в профильные комитеты обеих палат Федерального Собрания, Правительство РФ и Администрацию Президента Российской Федерации.

2.16. Большое значение для всех юристов имеет ежегодная научно-практическая конференция «Адвокатура. Государство. Общество», в рамках которой адвокатское сообщество знакомит участников, в том числе представителей всех ветвей власти, Росрегистрации, Министерства юстиции РФ и правоохранительных органов, с конкретными вопросами оказания квалифицированной юридической помощи гражданам, проблемами защиты социальных и профессиональных прав адвокатов. За отчетный период в работе конференции приняло участие более 350 адвокатов и юристов. По итогам работы опубликованы материалы конференции — доклады и выступления ее участников.

2.17. Достигнуто принципиальное соглашение с руководством юридического факультета Российского университета дружбы народов о нашем участии в подготовке юристов. Это позволит привлечь в адвокатское сообщество еще более подготовленных юристов с глубоким знанием иностранных языков.
2.18. Во многом благодаря активной деятельности ФПА РФ адвокатура заняла достойное место среди общественных институтов.
ФПА РФ координирует свои действия с Ассоциацией юристов России (АЮР). Даже непродолжительный опыт сотрудничества с АЮР показывает, что у наших организаций имеются реальные возможности для совместной работы по повышению правовой культуры населения. Планомерному развитию отношений между адвокатским сообществом и АЮР на федеральном и региональном уровнях будет способствовать заключение соответствующего договора. В настоящий момент проект договора находится на обсуждении в АЮР.

Договоры о взаимодействии планируется заключить с Общественной палатой РФ и некоторыми другими общественными объединениями.
Плодотворно развиваются отношения ФПА РФ с Федеральным союзом адвокатов России, Гильдией российских адвокатов, Международным союзом (Содружеством) адвокатов, Профессиональным союзом адвокатов и другими российскими общественными объединениями адвокатов, юридическими и иными организациями.

ФПА РФ считает, что адвокатура как институт гражданского общества может еще лучше позиционировать себя, если помощь со стороны общественных адвокатских организаций и союзов, прежде всего Гильдии российских адвокатов и Федерального союза адвокатов России, будет осуществляться в областях, исключающих дублирование действий, которые Федеральная палата осуществляет в силу закона.

Б) в отношениях с адвокатскими объединениями и юридическими сообществами за пределами Российской Федерации

2.19. Международная деятельность ФПА в отчетном периоде осуществлялась по следующим основным направлениям: организация стажировок, конференций, семинаров с участием иностранных тренеров, повышение квалификации российских адвокатов за рубежом. Кроме того, члены ФПА участвовали в международных проектах, программах, семинарах. Большое развитие получило партнерское сотрудничество с зарубежными адвокатскими и юридическими организациями, а также с международными фондами и организациями.

2.20. Федеральной палатой адвокатов совместно с Правовым департаментом Посольства США в России организована серия семинаров по теме «Страхование профессиональной ответственности адвоката», которые прошли в Воронеже (апрель 2005 г.), Петрозаводске (июль 2005 г.) и Красноярске (сентябрь 2005 г.). В работе семинаров приняли участие вице-президенты ФПА РФ В.В. Калитвин и Ю.С. Пилипенко, члены совета ФПА РФ Г.Н. Нилус и Г.К. Шаров, представители адвокатских палат, в которых проходили мероприятия.

2.21. Совместно с Американской ассоциацией юристов проведены семинары «Особенности обращения в Европейский Суд по правам человека и Конституционный Суд РФ» (Москва, 5—7 декабря 2005 г.) и
«Обращение в Конституционный Суд РФ» (Москва, 7—9 июня 2005 г.). В семинарах участвовали адвокаты, юристы некоммерческих организаций, судьи и юристы-практики, имеющие опыт обращения в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) и Конституционный Суд РФ. В ходе семинаров были рассмотрены вопросы, касающиеся структуры и компетенции ЕСПЧ и КС РФ, дан сравнительный анализ механизмов подготовки решений данными судебными органами и последствий этих решений, а также представлен обзор правовых позиций, сформулированных в практике ЕСПЧ и КС РФ, по наиболее актуальным категориям дел.

2.22. С 25 по 28 мая 2006 года во Владивостоке совместно с Адвокатской палатой Приморского края проведен семинар для российских адвокатов, посвященный Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

2.23. Для адвокатов, работающих по уголовным делам, был организован семинар, на котором обсуждались актуальные проблемы уголовного судопроизводства (23—27 июня 2005 г., Нижний Новгород; 28 января — 1 февраля 2006 г., Москва). Основная цель семинара — совершенствование навыков судебной адвокатуры по уголовным делам, особенно необходимых в связи с принятием УПК РФ и введением судов присяжных.

2.24. С 13 по 16 июня 2005 года совместно с Парижской коллегией адвокатов организована обучающая поездка, в ходе которой с французскими коллегами обсуждалась тема «Адвокатская этика и роль государства и Минюста в профессии адвоката».

В рамках визита делегация ФПА посетила коллегию адвокатов г. Парижа, где прошли встречи с Советом по этике и Советом коллегии адвокатов г. Парижа. Также состоялись посещение школы адвокатов, Министерства юстиции Франции, встреча с директором по гражданским делам и по вопросам судебной профессии и посещение Национального совета адвокатуры.

2.25. 25—26 сентября 2006 года в Москве находился с официальным визитом директор французской школы адвокатов месье Николай и его помощница мадам Пиллар. Во время пребывания в Москве месье Николай посетил Российскую академию адвокатуры и выступил с лекцией о методиках и способах обучения адвокатов во Франции.

2.26. В отчетном периоде активизировано сотрудничество с постоянными иностранными партнерами, подписаны новые соглашения о сотрудничестве, предусматривающие проведение совместных мероприятий с адвокатскими объединениями Франции, Германии, Швейцарии, Великобритании и других государств.

2.27. ФПА совместно Институтом восточно-европейского права Университета г. Киля провела недельный семинар по теме «Частное и корпоративное право в Германии». Основными участниками семинара были молодые адвокаты из г. Астрахани, Владимира, Москвы, Нижнего Новгорода, Ставрополя и Ханты-Мансийска.

2.28. 3—7 декабря 2006 года коллегией адвокатов г. Страсбурга были приглашены президенты адвокатских палат Ленинградской области и Красноярского края. Основной целью визита стало установление деловых связей непосредственно между региональными адвокатскими образованиями двух стран. Кроме того, в рамках
«круглого стола» обсуждались вопросы оказания бесплатной юридической помощи во Франции и России.

2.29. Члены Совета ФПА РФ принимали активное участие в ряде международных научно-практических конгрессов, конференций и семинаров, организованных Советом Европы, ОБСЕ, иностранными адвокатскими организациями. Федеральную палату адвокатов представляли Е.В. Семеняко, А.П. Галоганов, В.В. Калитвин, Ю.С. Пилипенко, Г.Н. Нилус, Г.К. Шаров и др.

2.30. В октябре 2005 года, после завершения конференции председателей всех коллегий адвокатов Франции, в Париже состоялся
«круглый стол» на тему «Виды партнерства адвокатов разных стран». В работе «круглого стола» приняли участие Е.В. Семеняко, Г.Н. Нилус, представитель Минюста РФ Е.Ю. Митюшкина и члены коллегии адвокатов г. Парижа.

2.31. C середины 2005 года осуществляется совместный проект Федеральной палаты адвокатов РФ и Общества юристов Англии и Уэльса, финансируемый Европейской комиссией. Проект рассчитан на 2 года и завершается в июне 2007 года. Основным местом реализации проекта является Красноярский край.

2.32. В конце 2005 года совместно с АНО Независимая правовая инициатива ЛигалСтадис.Ру, Голландской адвокатской палатой, Центром международного правового сотрудничества и другими партнерами ФПА РФ подала заявку на участие в программе МАТРА, финансируемой МИД Нидерландов. Основной целью проекта является усиление роли ФПА РФ в процессе улучшения правовых основ осуществления адвокатской деятельности в России.

Совместная заявка партнеров была одобрена. Реализация проекта намечена на 2007—2009 годы.

2.33. В отчетном периоде ФПА обращалась с запросами в международные адвокатские организации (Международный союз юристов, Международная ассоциация адвокатов), где получила деятельную поддержку по ряду дел, связанных с нарушением прав российских адвокатов за рубежом.

2.34. В период с апреля 2005 по март 2007 года руководство ФПА приняло более 15 иностранных делегаций. В ходе встреч были укреплены связи с адвокатскими объединениями Германии, Голландии, Швейцарии, Чехии, Израиля и др. и разработаны программы сотрудничества.

2.35. За особый вклад в развитие сотрудничества между адвокатскими сообществами ФПА отметила почетными грамотами и дипломами нескольких видных адвокатов Франции, Германии и Великобритании.

2.36. В ближайшей перспективе ФПА РФ планирует осуществлять международную деятельность по следующим направлениям:
— развитие сотрудничества со всеми иностранными партнерами ФПА, подписание новых соглашений о взаимодействии, поиск новых платформ сотрудничества;
— продолжение переговоров с представителями международных адвокатских и правовых организаций (Международной ассоциацией адвокатов, Международным союзом юристов, Советом Европы и др.) с целью проведения стажировок и других мероприятий, направленных на повышение квалификации российских адвокатов;
— расширение круга партнеров за счет установления контактов с научными институтами и с учебными заведениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации адвокатов, — для реализации программ учебного обмена и для осуществления общих научных проектов.

3. Координация деятельности адвокатских палат по обеспечению квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, обеспечению доступа граждан к правосудию, формированию единых принципов и критериев в организации работы квалификационных комиссий, соблюдению единых норм профессиональной этики адвокатов

3.1. В целях координации деятельности адвокатских палат в соответствии с Уставом Федеральной палаты адвокатов 9 апреля 2005 года Совет утвердил своих представителей в федеральных округах и установил, что представитель Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в федеральном округе является по должности вице-президентом Федеральной палаты адвокатов.

3.2. В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре  в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20.12.2004 № 163-ФЗ), были внесены изменения в отдельные нормы Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и форму именного бюллетеня для голосования членов квалификационной комиссии.

3.3. Совет принял Рекомендации о порядке ведения реестра адвокатских образований и их филиалов адвокатской палатой субъекта Российской Федерации; определил временный порядок изменения адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации; утвердил новый перечень вопросов для включения в экзаменационные билеты при приеме квалификационного экзамена у лиц, претендующих на получение статуса адвоката.

3.4. Одной из давних традиций адвокатской корпорации является правовая помощь малоимущим гражданам. Указание статьи 48 Конституции РФ на гарантированное право каждого получать квалифицированную юридическую помощь, в том числе бесплатную в предусмотренных законом случаях, адвокаты воспринимают как прямое к ним обращение.

Поэтому предметом особого внимания Совета в отчетном периоде являлась инициатива Министерства юстиции Российской Федерации по реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, закрепленная в постановлении Правительства Российской Федерации о проведении соответствующего эксперимента с привлечением адвокатов (Постановление от 22 августа 2005 г. № 534). Дважды при участии представителей Росрегистрации этот вопрос выносился на рассмотрение Совета Федеральной палаты адвокатов. В решениях Совета, с одной стороны, четко выражено положительное отношение адвокатского сообщества к вопросу финансовой поддержки государством оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, а с другой стороны, критикуется способ решения этой проблемы путем создания государственных юридических бюро.
Для координации деятельности адвокатских палат субъектов Российской Федерации, в которых проводится эксперимент, и организации взаимодействия с органами Росрегистрации создана рабочая группа. В состав рабочей группы вошли президенты адвокатских палат субъектов Российской Федерации, в которых проводится эксперимент, и члены Совета ФПА: В.Н. Малиновская, Н.Д. Рогачев, О.Б. Руденко, В.Н. Смирнов, Ю.С. Пилипенко.
Рабочей группой регулярно подводились промежуточные итоги участия адвокатов в эксперименте.

Обобщенные выводы, сделанные по этому эксперименту, были положены в основу разработки концепции оказания бесплатной юридической помощи гражданам и проекта соответствующего федерального закона, которые в октябре 2006 года стали предметом обсуждения на заседании Научно-консультативного совета при Федеральной палате адвокатов.

Следует отметить, что в последнее время Федеральная регистрационная служба проявляет заинтересованность в диалоге с Федеральной палатой адвокатов по данному вопросу.

3.5. Совет ФПА практикует регулярные выезды в адвокатские палаты субъектов Российской Федерации и участвует в работе собраний (конференций) адвокатов, совещаний по вопросам адвокатской деятельности и адвокатуры в федеральных округах.

3.6. В августе 2006 года в Самаре состоялась конференция, посвященная координации действий адвокатского сообщества. В ней приняли участие более 600 адвокатов из 26 субъектов Российской Федерации. Поводом для проведения конференции явилось принятие Государственной Думой в первом чтении законопроекта о поправках в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» без учета мнения адвокатского сообщества, что вызвало неоднозначную реакцию адвокатов.

3.7. Федеральной палатой адвокатов по запросам адвокатов, адвокатских образований и адвокатских палат дано более 40 разъяснений по проблемным вопросам применения Федерального закона
«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодекса профессиональной этики адвоката, Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката, налогового законодательства и т.д.

3.8. В отчетном периоде в Федеральную палату адвокатов поступило 529 жалоб граждан на действия (бездействие) адвокатов. По этим жалобам были приняты установленные законом меры.

В мае 2006 года был проведен анализ работы с обращениями граждан в органах адвокатского самоуправления, после чего этот вопрос был вынесен на рассмотрение Совета ФПА РФ. Решением Совета ФПА утвержден Порядок рассмотрения и разрешения обращений в адвокатских образованиях и адвокатских палатах субъектов Российской Федерации.

3.9. Для координации деятельности квалификационных комиссий адвокатских палат ежегодно проводится анализ дисциплинарной практики в адвокатских палатах и составляется сводный отчет. Адвокатские палаты поддержали позицию Совета ФПА РФ о необходимости принципиального реагирования на факты нарушения адвокатами правил профессиональной этики.

В 2005 году в Федеральную палату адвокатов и адвокатские палаты субъектов Российской Федерации поступило 7374 жалобы и заявления граждан на действия (бездействие) адвокатов. Все эти обращения были рассмотрены, в результате чего возбуждено 3625 дисциплинарных производств. К различным видам ответственности привлечено 1890 адвокатов, в том числе прекращен статус 482 адвокатам.

По данным Росрегистрации, в 2005 году по жалобам и заявлениям граждан в адвокатские палаты направлено 186 представлений о прекращении статуса адвоката, из них удовлетворено только 40.
В 2006 году в органы адвокатского самоуправления поступило 9244 жалобы на действия (бездействие) адвокатов, по которым возбуждено 4570 дисциплинарных производств, привлечено к ответственности 2649 адвокатов, в том числе прекращен статус 553 адвокатам.
Органами Росрегистрации направлено в адвокатские палаты 214 представлений о прекращении статуса адвоката, удовлетворено — 32.
Указанная статистика свидетельствует о готовности и способности органов адвокатского самоуправления принципиально реагировать на действия (бездействие) адвокатов, порочащие честь и достоинство адвоката, умаляющие авторитет адвокатуры.

3.10. Оперативному решению вопросов по координации деятельности адвокатских палат мешают объективные обстоятельства, связанные с низким уровнем оснащенности палат средствами электронной связи (только 44 адвокатские палаты из 85 имеют с Федеральной палатой адвокатов связь по электронной почте). Мы сталкиваемся также с неисполнительностью адвокатских палат в тех случаях, когда по предписанию Совета ФПА требуется представить Палате информацию к определенной дате.

4. Обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи, повышение профессионального уровня адвокатов. Научная и методическая деятельность. Награждение адвокатов
4.1. Деятельность Совета и созданных при нем Научно-консультативного совета, Экспертно-методического центра, комиссий и рабочих групп в отчетном периоде была подчинена главной цели — обеспечению высокого уровня юридической помощи, оказываемой адвокатами.

4.2. Федеральной палатой адвокатов изданы следующие книги:
— методическое пособие «Особенности консультационной работы адвоката», автор адвокат С.Ю. Макаров;
— два сборника материалов Всероссийской научно-практической конференции «Адвокатура. Государство. Общество», проводившейся в 2005 и 2006 годах;
— сборник нормативных актов и документов «Адвокатская деятельность и адвокатура».
По итогам ранее объявленного конкурса готовится к выпуску сборник выступлений адвокатов в ходе осуществления защиты в уголовном судопроизводстве.

4.3. Федеральная палата адвокатов совместно с Российской академией адвокатуры создала единую систему повышения квалификации адвокатов, руководителей адвокатских образований и адвокатских палат (С.И. Володина).

В отчетный период начали активно функционировать курсы повышения квалификации. Применялись такие формы обучения, как семинары, конференции, «круглые столы», а также выездные тематические семинары. В указанных формах обучения повысили свою профессиональную подготовку 2860 адвокатов. Выездные семинары были проведены в адвокатских палатах Самарской, Калининградской, Орловской, Архангельской областей, Красноярского и Ставропольского краев, количество слушателей — 1524 человека.

4.4. Совместно с ABA CILI и Европейским Судом по правам человека были организованы занятия по следующим программам:
«Деятельность адвоката в гражданском процессе», «Деятельность адвоката в уголовном процессе», «Деятельность адвоката в арбитражном процессе», «Современные возможности использования специальных знаний в деятельности адвоката», «Компетентность адвоката», «Профессиональные навыки адвоката», «Деятельность адвоката в Европейском Суде по правам человека», «Проблемы доступа к адвокатской деятельности».

Новой формой повышения квалификации адвокатов стал тренинг по юридической риторике.
В проведении семинаров принимали участие судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Московского арбитражного и Московского областного судов, опытные адвокаты, ученые, эксперты.

4.5. Совершенствование системы повышения квалификации российских адвокатов является приоритетной задачей адвокатуры.

С этой целью планируется:
— разработать поэтапную программу введения системы повышения квалификации адвокатов, предполагающей задействовать возможности адвокатских палат субъектов Российской Федерации;
— обеспечить обязательное ежегодное повышение квалификации каждого адвоката по программе, утвержденной адвокатской палатой;
— установить порядок зачета учебы адвокатов вне адвокатской системы повышения квалификации (по правовым программам платных курсов);
— внедрить по согласованию с адвокатскими палатами перспективное планирование выездных семинаров.

4.6. Важным фактором, влияющим на повышение уровня юридической помощи, оказываемой адвокатами, является признание их заслуг в профессиональной деятельности, награждение знаками отличия, учрежденным адвокатским сообществом.

В октябре 2005 года Комиссия Совета ФПА РФ по награждению направила всем президентам адвокатских палат субъектов Российской Федерации рекомендации по установлению единообразного подхода в представлении адвокатов к поощрениям, а также рекомендации для оформления документов, связанных с награждением.

4.7. В отчетном периоде Совет ФПА РФ своими решениями наградил:
— орденом «За верность адвокатскому долгу» — 198 адвокатов;
— медалью «За заслуги в защите прав и свобод граждан» первой степени — 452 адвоката, в том числе 7 адвокатов-ветеранов, которые уже завершили свою профессиональную деятельность;
— медалью «За заслуги в защите прав и свобод граждан» второй степени — 438 адвокатов.

Теперь Совету ФПА РФ предстоит решить вопрос об официальном признании наград ФПА РФ ведомственными, что даст адвокатам безусловное право при уходе на пенсию по возрасту получитьзвание «Ветеран труда» и, таким образом, пользоваться определенными льготами.

5. Защита социальных и профессиональных прав адвокатов

5.1. В целях обеспечения гарантий независимости адвоката и защиты его прав при Совете ФПА РФ образована Комиссия по защите профессиональных и социальных прав адвокатов (сопредседатели Ю.М. Боровков и Г.М. Резник).

Комиссией за отчетный период рассмотрено 58 обращений адвокатов в связи с нарушением их профессиональных прав и осуществлено реагирование в большинстве случаев в адрес Генеральной прокуратуры и ее органов в федеральных округах и субъектах Российской Федерации, а также в адрес МВД РФ.

По письменным обращениям, направленным Федеральной палатой адвокатов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в отношении нарушителей возбуждено три уголовных дела (Костромская обл., Новосибирск, Омская обл.), одно должностное лицо уволено со службы, несколько работников органов предварительного следствия привлечены к дисциплинарной ответственности. Отменено одно постановление следователя об отводе адвоката (Республика Башкортостан), в учреждении ОД-1/7 УФСИН по Владимирской области оборудована специальная кабина для свиданий адвокатов с подзащитными наедине.

5.2. Очевидными нарушениями гарантий независимости адвокатов являются: вмешательство правоохранительных органов в адвокатскую деятельность либо препятствование этой деятельности; нарушение адвокатской тайны; проведение оперативно-розыскных и следственных действий в отношении адвоката с нарушением установленного порядка.
Согласно отчетам адвокатских палат субъектов Российской Федерации, поступившим в ФПА РФ, в 2005 году зафиксировано 458 фактов нарушения профессиональных и социальных прав адвокатов со стороны органов дознания и предварительного следствия. Из них 139 представляют собой нарушения требований законодательства об обеспечении сохранности адвокатской тайны и 319 являются случаями вмешательства в адвокатскую деятельность и препятствования этой деятельности.

Адвокатами и органами адвокатского самоуправления в 2005 году было направлено более 300 жалоб на незаконные действия правоохранительных органов в отношении адвокатов, в том числе в органы прокуратуры — 199, в суды — 133. Из них признана обоснованной и удовлетворена 151 жалоба (прокурорами — 67, судами — 84).

В 2006 году зафиксировано 611 случаев нарушения прав адвокатов, в том числе 110 посягательств на адвокатскую тайну и 487 случаев вмешательства в адвокатскую деятельность и препятствования этой деятельности. Из них обжаловано 437 случаев нарушения прав адвокатов, в том числе в органы прокуратуры — 235, в суды — 202. Признаны обоснованными и удовлетворены 195 жалоб (прокурорами — 102, судами — 93).

5.3. Требует реализации положение пункта 4 статьи 18 Федерального закона, заключающееся в том, что адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества. Федеральной палатой ведется активное взаимодействие с МВД РФ в целях разработки соответствующих правовых механизмов и их финансовой поддержки.

5.4. В области защиты прав адвокатов следует признать важным определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. № 439-О, инициаторами которого стали адвокаты г. Москвы. Своим решением Конституционный Суд России определил, что действия, связанные с проведением следственных и оперативно-розыскных мероприятий в отношении адвоката, в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности, не могут быть совершены без принятия об этом специального судебного решения. Тем самым суд совершенно определенно подтвердил важность обеспечения адвокатской тайны всеми участниками судопроизводства и правоохранительной деятельности.

5.5. Показателем зрелости корпорации является не только уровень взаимодействия с государством и обществом, но и отношения внутри самой корпорации, основанные на взаимопонимании и взаимной поддержке. И в этом направлении Федеральная палата адвокатов также вела работу. За последние два года в некоторых регионах отмечались отдельные попытки строить профессиональную деятельность по принципу разделения коллег на «своих» и «чужих».
Однако Совет ФПА в подобных случаях старался повлиять на ситуацию, благодаря чему в последнее время наметилась положительная тенденция и в этом вопросе.

5.6. В целях обеспечения социальной защищенности адвокатов, которые достигли пенсионного возраста и уже не могут осуществлять адвокатскую деятельность, по инициативе членов Совета Палаты сформирована рабочая группа, разрабатывающая предложения по улучшению пенсионного обеспечения адвокатов. Ее возглавил член Совета ФПА РФ, президент адвокатской палаты Калининградской области Е.Б. Галактионов. Рабочей группой предложена концепция организации адвокатского негосударственного пенсионного фонда, которая разослана для изучения и подготовки заключений о ее приемлемости во все адвокатские палаты.

Решение проблемных вопросов защиты профессиональных и социальных прав адвокатов, гарантий их профессиональной независимости остается одним из приоритетных направлений деятельности Совета.

6. Исполнение сметы расходов на содержание ФПА РФ

6.1. Доходная часть сметы, утвержденной II Всероссийским съездом адвокатов в размере 68 400 000 рублей, исполнена не в полном объеме. Размер недополученных обязательных отчислений составил 4 502 221 рубль. Размер недополученных средств составил 1 818 311 рублей. Разница была частично покрыта за счет реализации автомобиля, процентов банка и иных незапланированных ранее поступлений.

6.2. Расходная часть сметы исполнена также не в полном объеме — на конец отчетного периода на счете ФПА имелся остаток денежных средств в размере 1 435 264 рубля. Некоторая экономия денежных средств по отношению к указанным в смете имела место по таким направлениям деятельности, как законотворческая работа, проведение обучающих семинаров, непредвиденные расходы, аренда, затраты на оплату труда.

6.3. Наибольшая экономия была достигнута за счет сокращения налогов на вознаграждения, выплачиваемые адвокатам за работу в органах палаты. Основанием тому послужило разъяснение, подготовленное соответствующим подразделением Минфина РФ по запросу ФПА. Очевидно, что это позволило сэкономить денежные средства всем адвокатским палатам субъектов РФ.

6.4. Денежные средства расходовались в большем объеме, в сравнении с указанными в смете, по таким статьям, как расходы на проведение съездов и конференций, издательская деятельность, ремонт и техническое обслуживание основных средств, эксплуатационные расходы, вознаграждение адвокатам за работу в органах палаты.

6.5. С учетом изложенных выше обстоятельств и удлинившегося статистического периода вниманию Съезда будет предложен проект сметы, в большей степени соответствующей реальному ее исполнению и отвечающей задачам, стоящим перед ФПА.

7. Информационное обеспечение адвокатов

7.1. Информационное обеспечение ФПА РФ является одним из важнейших направлений деятельности Совета палаты. От того, насколько профессионально организована эта работа, во многом зависит положительный имидж не только руководящих органов ФПА РФ, но и всего адвокатского сообщества. К сожалению, прессслужба ФПА РФ в 2005—2006 годах не была в состоянии выполнить все возложенные на нее задачи. В связи с этим руководство ФПА РФ было вынуждено трижды менять ее состав.

В настоящее время руководство пресс-службой осуществляет А.В. Крохмалюк, она укомплектована профессиональными и инициативными сотрудниками. Свою работу пресс-служба строит по следующим основным направлениям:
— развитие информационных интернет-технологий;
— сотрудничество с адвокатскими и юридическими СМИ;
— сотрудничество с массовыми средствами информации (центральными газетами и журналами, радио и телевидением);
— организаторская работа по созданию информационных поводов для освещения в СМИ деятельности ФПА РФ.

О результатах работы можно судить по кардинальным переменам в информационном обеспечении ФПА РФ.

7.2. Осуществлена реконструкция официального сайта палаты. Он стал не только полноценным сетевым средством массовой информации, но и удобным инструментом информационного обмена внутри корпорации.

7.3. В настоящее время совместными усилиями пресс-службы и автора уникальной информационно-аналитической системы
«Адвокатура» адвоката Адвокатской палаты Вологодской области С.Н. Гаврилова осуществляется подготовка к внедрению указанной системы через сайт ФПА. Это позволит создать единую сетевую, телекоммуникационную, программную, информационную, организационную инфраструктуру адвокатуры Российской Федерации. 

Система обеспечит высокий уровень информационной обеспеченности адвокатского сообщества, предоставит возможность оперативного взаимодействия и более продуктивного сотрудничества адвокатской корпорации России с государственными, общественными и иными субъектами.

7.4. На новый качественный уровень поднялся журнал «Российский адвокат» (главный редактор — Р.А. Звягельский), с 2004 года являющийся органом ФПА РФ. С января 2007 года он выходит в другом оформлении. Его штат пополнился опытными и талантливыми журналистами. На страницах «Российского адвоката» находят отражение самые важные и интересные факты из жизни нашего сообщества.

7.5. Претерпела изменение концепция информационного бюллетеня «Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации», который из свода решений Совета ФПА РФ превращается в полноценное аналитическое издание, освещающее животрепещущие проблемы адвокатского сообщества. В этом очевидна заслуга члена Совета ФПА Г.К. Шарова, назначенного главным редактором этого издания.

7.6. В целях улучшения информационного обеспечения на местах и консолидации адвокатской прессы осенью 2006 года образована Ассоциация адвокатской прессы (президент — Р.А. Звягельский). В планах Ассоциации — организация журналистской учебы, выработка профессиональных стандартов подачи информации, обмен опытом, создание литературной студии для пишущих адвокатов.

7.7. В марте и апреле 2007 года вышли первый и второй номера федерального массового издания ФПА РФ — «Адвокатской газеты» (главный редактор А.В. Крохмалюк), выпущенной на средства фонда «Адвокатская инициатива». Совет ФПА РФ рассчитывает на то, что это издание станет весьма популярным в адвокатской среде и будет поддержано адвокатским сообществом материально.

7.8. Актом восстановления исторической справедливости по отношению к прародителям российской адвокатуры стало издание книги «Корифеи присяжной адвокатуры», выпущенной под эгидой и при участии ФПА РФ (автор проекта — А.В. Крохмалюк). Книга возвращает нам имена многих выдающихся судебных ораторов, истинных профессионалов, стоявших у истоков российской адвокатуры, учреждавших корпоративные ценности и создававших этические традиции нашего сообщества.

7.9. В рамках подготовки к 165-летию со дня рождения великого русского адвоката Ф.Н. Плевако подготовлена к выпуску книга воспоминаний правнучки Федора Никифоровича с уникальными историческими материалами о жизни и деятельности Ф.Н. Плевако и членов его семьи.

7.10. Пресс-служба ФПА РФ установила и активно поддерживает контакты с центральными СМИ. В освещении деятельности ФПА РФ, адвокатских образований и адвокатов участвуют такие издания, как «Российская газета», «РБК-Daily», «Коммерсант», «ЭЖЮРИСТ», информационные агентства РИА-Новости, ИТАР-ТАСС, Росбалт, телеканалы РТР, ОРТ—Санкт-Петербург, Столица, РЕН ТВ, радиостанции «Россия», «Маяк», «Русское радио», «Эхо Москвы» и другие. Только с осени 2006 года ФПА РФ упоминалась в центральных СМИ более 120 раз.

7.11. Совет ФПА обращается с призывом к адвокатским палатам, адвокатским образованиям и адвокатам активнее сотрудничать с пресс-службой ФПА РФ, предоставляя ей наиболее интересную информацию о прецедентных делах с участием адвокатов, общественных инициативах и социально значимых событиях из жизни сообщества для размещения в центральных СМИ и на лентах информационных агентств, использующих правовую информацию (ПРАЙМ-ТАСС, РБК, Агентство судебной информации).

III. Перспективы развития адвокатуры
и адвокатской деятельности на очередной период полномочий Совета
Совет Федеральной палаты адвокатов ставит своей целью повышение роли, престижа и значимости адвокатуры как института гражданского общества.

В связи с этим Совет ФПА намерен:
— активно отстаивать независимость адвокатуры, обеспечивать соблюдение гарантий профессиональной деятельности адвоката, реагировать на каждое незаконное вмешательство в адвокатскую деятельность либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом;
— укреплять и развивать корпоративные начала и принципы адвокатского сообщества, формировать такую нравственно-психологическую обстановку в наших рядах, при которой были бы невозможны и нетерпимы любые отступления от норм и правил профессиональной этики, при этом всячески поддерживать и поощрять адвокатов, отличившихся достойным исполнением своего профессионального долга;
— развивать самоуправление в адвокатуре на федеральном и региональном уровнях, шире привлекать к участию в работе Федеральной палаты адвокатов представителей адвокатских палат субъектов Российской Федерации, всячески поощрять инициативу адвокатских образований и адвокатов, направленную на гармонизацию отношений внутри корпорации;
— обеспечить высокий уровень профессиональной учебы членов корпорации;
— активно формировать положительное общественное мнение об адвокатуре как институте гражданского общества, служащем целям защиты прав и свобод граждан.

Совет Федеральной палаты адвокатов

Поделиться Скачать