• Войти

Адвокатскую «монополию» на представительство в судах введут через пять лет

Началась реформа рынка юридических услуг

0
1338
24.10.2017 16:49

С 1 января 2023 г. осуществлять представительство во всех судебных инстанциях и оказывать юридические услуги на платной основе вправе будут только адвокаты, об этом говорится в проекте Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, который опубликовал Минюст России 24 октября.

Исключение предполагается сделать, в частности, для сотрудников юридических служб предприятий и представителей НКО, оказывающих юридические услуги бесплатно. Иностранным юристам позволено будет работать по специальности в России только при условии их регистрации в специальном реестре, который ведется Минюстом, при соблюдении принципа взаимности (иностранное государство, в котором данное лицо является адвокатом или юристом, предоставляет российским адвокатам на своей территории статус, позволяющий оказывать юридическую помощь) и лишь по вопросам права данного иностранного государства.

Введение адвокатской монополии позволит обеспечить повышение уровня правовой помощи, следует из проекта документа. Сегодня с этим возникают проблемы, признаются авторы проекта Концепции: за два последних года только в центральном аппарате Минюста получили более 1000 жалоб и заявлений граждан, связанных с предоставлением юридических услуг ненадлежащего качества лицами, не обладающими статусом адвоката.

В свою очередь, квалификационные комиссии адвокатских палат ежегодно привлекают к ответственности за нарушение норм законодательства об адвокатской деятельности около 3000 человек. Однако ничто не мешает бывшим адвокатам продолжать оказывать услуги низкого качества в нерегулируемом сегменте рынка. Между тем, по данным Росстата, объем платных услуг населению по разделу «услуги правового характера» в 2016 г. составил 96,5 млрд руб., отмечают авторы проекта Концепции.

Адвокатура была признана оптимальной платформой для объединения профессии, пишут авторы проекта: установлены единые требования на допуск к профессии, этические стандарты, существуют определенные гарантии адвокатской деятельности, такие как адвокатская тайна, адвокатский запрос, особый порядок привлечения к ответственности. Наконец, адвокатура является общепринятым и понятным мировому сообществу правовым институтом, что обеспечит синхронизацию реформы с интеграцией российского рынка юридических услуг в международный юридический бизнес. Осталось только скорректировать существующее регулирование адвокатской деятельности, которое пока «не создает точек роста для развития института», полагают в Минюсте.

Привести его в соответствие с требованиями современного рынка позволит введение новых организационно-правовых форм ведения адвокатской деятельности, таких как общество с ограниченной ответственностью, непубличное акционерное общество, полное товарищество, производственный кооператив. Это позволит заключать договор как с определенным адвокатом, так и с адвокатским образованием как юридическим лицом (а это удобнее, когда дело требует привлечения широкого круга юристов). Еще одна новелла – адвокатам разрешат работать по трудовым договорам. Существенную выгоду может принести открывающаяся перед адвокатскими образованиями возможность участвовать в закупках юридических услуг частными, государственными и муниципальными организациями. Наконец, оказываемые адвокатами услуги по-прежнему не будут облагаться НДС, обещает Минюст. Действующий режим обложения страховыми взносами также планируется сохранить.

Проект Концепции предполагает, что реформа юридического рынка будет идти в три этапа. В 2018 г. следует обеспечить внесение необходимых изменений в нормативную базу: править придется Закон об адвокатуре, Гражданский, Трудовой и Налоговый кодексы, а также процессуальное законодательство и законодательство о госзакупках.

В 2019 г. должен быть введен временный упрощенный порядок перехода практикующих юристов в адвокатуру: им придется сдавать экзамен только на знание Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. Авторы Концепции обещают «максимально удобную и технологичную процедуру сдачи такого экзамена с использованием технологии удаленного доступа» и необременительный размер взносов, которые платят при вступлении в адвокатуру.

Наконец, с 1 января 2023 г. начнется третий этап, и это будет означать введение «адвокатской монополии» на оказание платных юридических услуг и представительство в судах.

Еще минувшей весной министр юстиции Александр Коновалов давал понять, что проект Концепции находится в достаточно сыром состоянии и быстро готов не будет. Завершение работы ускорил демарш Ассоциации юристов России (АЮР), знает участник рабочей группы, которая работала над проектом Концепции: председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству (а также сопредседатель АЮР (на момент внесения законопроекта. – Прим. ред.)) Павел Крашенинников в октябре инициировал законопроект, вводящий альтернативу «адвокатской монополии» – образовательный ценз для судебных представителей. Предполагалось, что выдавать лицензии на занятие такой деятельностью и проводить аккредитацию иностранцам будет «общероссийская общественная организация», то есть АЮР. Минюсту удалось «отбить» эту инициативу через Правительство, вспоминает собеседник «Ведомостей», и теперь уже с альтернативой медлить не стали.

Президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко говорит, что адвокатура готова к введению монополии: реформу обсуждают уже шесть лет, и все это время представители корпорации не сидели сложа руки. Обсуждаемым остается разве что размер вступительного взноса, который очень волнует независимых юристов. Сейчас в каждом регионе адвокатские палаты устанавливают свой размер «входного билета» в адвокатуру, напоминает Пилипенко. Но решение будет найдено, уверен он. «Мы можем договориться о размере взноса и сделать его приемлемым», – говорит президент ФПА.

Рано или поздно консолидация должна будет произойти, уверен член Совета по вопросам гражданского права, гражданского и арбитражного процесса при ФПА РФ Дмитрий Степанов. Сегодня юридический рынок – это практически нерегулируемый сектор, замечает он: даже понятие «юридические услуги» как таковое отсутствует, адвокаты старой школы вообще предпочитают термин «правозащита». Говорить о развитии рынка в таких условиях не приходится.

По словам Степанова, последняя версия Концепции выгодно отличается от предыдущих: она лучше структурирована, в ней подробно проработаны варианты создания коммерческих структур и отношения с доверителем, при этом адвокаты сохраняют налоговые льготы, то есть Минюст очевидно отдает предпочтение политике не кнута, а пряника. Эксперт отмечает, что корректно решен вопрос допуска на рынок иностранных юристов: в его основу положен принцип взаимности. В общем и целом такие изменения будут означать скорее шаг вперед, констатирует он.

Источник: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/10/24/739239-advokatskuyu-monopoliyu

НОВОСТИ
Эксперты одобрили Концепцию Минюста

Москва 21.11.2017

Пресс-служба ФПА РФ

Общественно-консультативный совет ФПА РФ поддерживает проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи

Вопросы безопасности за рубежом

Москва 21.11.2017

Пресс-служба ФПА РФ

В ОП РФ рассмотрели инициативы, позволяющие законодательно облегчить положение россиян, оказавшихся в неприятной ситуации вдали от Родины

Исторический момент

Москва 21.11.2017

Пресс-служба ФПА РФ

Проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи следует принять за основу