• Войти

Информационные технологии и адвокатура

На семинаре «Информационные проекты для адвокатуры» прошли дискуссии по вопросам, связанным с деятельностью адвокатских палат

0
804
Чешская Республика, Прага 12.09.2017 20:54

В рамках проведенного 9–10 сентября в Праге семинара рассматривались перспективы развития информационных проектов адвокатской корпорации и уже накопленный практический опыт. Представители ряда адвокатских палат обменялись мнениями по следующим вопросам: размещение в открытом доступе реестра адвокатов и объем содержащихся в нем сведений; введение электронной системы участия адвокатов в судопроизводстве по назначению; подходы к публикации решений советов палат; информационное освещение дисциплинарной практики; информационное сопровождение работы комиссий по защите профессиональных прав адвокатов; качество сайтов региональных палат.

Открывая семинар, исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков отметил высокую актуальность его тематики: адвокатские палаты и адвокаты активно используют для освещения своей деятельности интернет-сайты и социальные сети, такое применение интернет-технологий сейчас является одним из важных факторов, определяющих успех в адвокатской профессии.

Развитие информационных проектов

Модератор сессии «Развитие информационных проектов для адвокатуры» – член Совета АП г. Москвы Лев Бардин напомнил о том, что вся адвокатская деятельность неразрывно связана с информацией, а также о необходимости соблюдать традиции и правила адвокатуры, зафиксированные в Кодексе профессиональной этики адвоката, при использовании современных информационных технологий.

Советник ФПА РФ, секретарь Совета ФПА РФ Сергей Гаврилов, участвовавший в этой сессии посредством SKYPE-конференции, рассказал о реализации проекта ФПА РФ о едином информационном пространстве на базе АС «Адвокатура». Он пояснил, что этот проект предусматривает создание баз данных для сопровождения внутренних управленческих процессов в адвокатских палатах (в частности, модулей ведения реестров адвокатов и адвокатских образований, участия адвокатов в оказании субсидируемой юридической помощи, дисциплинарного производства).

Сергей Гаврилов сообщил, что базовая версия АС «Адвокатура», разработанная на основе программы 1-С, уже есть во всех региональных палатах. В настоящее время специально созданная рабочая группа, в которую входят представители региональных адвокатских палат, готовит техническое задание для «версии плюс», которая будет обладать значительно большим функционалом, учитывать накопленный палатами опыт и специфику регионов.

Планируется, что «версия плюс» будет обладать функциями не только учета, но и правового сопровождения управленческих процессов, обеспечивая возможности корректного выполнения пользователем всех юридически значимых действий и применения шаблонов документов (например, в модуль дисциплинарного производства будет заложено более 30 форм документов).

Целью АС «Адвокатура» как внутрикорпоративной системы является формирование общего информационного пространства ФПА РФ и региональных палат, в том числе выработка целостных корпоративных подходов, создание единой корпоративной культуры. Готовые базы данных в перспективе могут быть выгружены в открытые ресурсы, что позволит решить многие проблемы, связанные с доступом к информации об адвокатуре. Рабочая группа открыта для сотрудничества, и в процессе доработки технического задания возможно его обсуждение в режиме дистанционной интернет-связи.

Продолжая тему создания единой информационной системы для адвокатуры, президент ПА Самарской области Татьяна Бутовченко поделилась опытом ПАСО. С 2010 г. там действует система «ИнтернетП@СО», которая благодаря открытию на сайте палаты почтовых ящиков всех адвокатов и адвокатских образований (электронные адреса присваиваются в соответствии с реестровыми номерами) позволяет передавать адвокатам огромный объем информации, делать целевые рассылки по определенным группам, отправлять индивидуальные извещения, выявлять случаи умышленной неявки адвокатов на проведение следственных действий (когда следователи направляют адвокату уведомления о проведении следственных действий, то сообщают об этом в палату) и т.д.

Реестр адвокатов

В рамках сессии «Единая цифровая база адвокатов РФ» обсуждались вопросы, связанные с ведением реестров адвокатов и адвокатских образований, в том числе поиск баланса между включением определенных данных в открытый реестр и ограничениями на доступ к той или иной информации, а также соотношение между реестрами, публикуемыми на сайтах адвокатских палат, и единым реестром адвокатов, размещенным на сайте Министерства юстиции РФ.

Андрей Сучков отметил неоперативность и обусловленную этим неактуальность сводного реестра адвокатов, формируемого в Минюсте России и доступного на сайте Министерства. Неоперативность, в свою очередь, обусловлена порядком прохождения информации о внесении изменений в реестр: сведения о прекращении и приостановлении адвокатского статуса передаются из региональных палат в Минюст, а оттуда – в его территориальные управления.

Хотя обязанность вести реестры адвокатов законом возложена на территориальные управления Минюста России, для оперативного доступа к актуальной и полной информации целесообразно размещение на сайтах адвокатских палат реестров членов палаты и адвокатских образований. Соответствующие разделы предусмотрены, в частности, на типовых сайтах региональных адвокатских палат, связанных с сайтом ФПА РФ. В дополнение к этому, для того чтобы упростить доступ к информации по всей стране, достаточно разместить на сайте палаты ссылку на сводный реестр, опубликованный на сайте Минюста.

Однако реестры адвокатов, выкладываемые в открытом доступе, не содержат такого объема информации, который позволял бы потенциальному доверителю сориентироваться при выборе адвоката (в них нет данных о специализации, наградах, повышении квалификации и т.п.). В связи с этим приобретает актуальность вопрос о том, какие обязательные и факультативные сведения об адвокате должен включать в себя идеальный реестр, с учетом ограничений на доступ к той или иной информации (например: фамилия, имя, отчество; реестровый номер; регион; статус адвоката (действующий, приостановлен, прекращен)); дата присвоения статуса; номер удостоверения; дата удостоверения; контактный телефон и e-mail адвоката; страница в социальных сетях; адвокатское образование; e-mail и телефон адвокатского образования; сведения о специализации; биография; фото.

Информация о дисциплинарной практике

Сессия «Информационное сопровождение дисциплинарной практики в отношении адвокатов» включала два блока вопросов: использование инструментов автоматизации в ведении дисциплинарного производства и допустимый для публикации в открытом доступе объем материалов дисциплинарной практики.

Директор по аналитике Проектного центра «Инфометр» Вячеслав Романов ознакомил участников семинара с результатами проведенного этой организацией исследования официальных сайтов адвокатских палат, которое выявило, что информация о дисциплинарной практике в некоторых регионах отсутствует почти полностью, а процедура рассмотрения дисциплинарного производства описана только на 12 сайтах.

Поскольку ее проведение различается в регионах, Проектный центр «Инфометр», как сообщил Вячеслав Романов, разработал блок-схему дисциплинарного процесса (за основу взят регламент, действующий в АП Калининградской области), направленную на унификацию этой процедуры, создание основы для единой базы данных дисциплинарных производств и концепции автоматизированной информационной системы. При этом в открытом доступе могут быть размещены только деперсонифицированные решения и описание процедуры (с целью повысить информированность о ней адвокатского сообщества), а доступ ко всей базе решений может быть открыт только членам квалификационных комиссий и советов палат.

Член Совета АП Санкт-Петербурга Ирина Туманова, делясь опытом своей палаты, высказалась против публикации решений по дисциплинарным производствам: «Если мы будем очень неравномерно показывать все шероховатости и подводные камни, это не будет улучшать мнение о нашей профессии». Ее поддержал вице-президент АП Калининградской области Евгений Галактионов: он считает, что публикация всех дисциплинарных решений многократно увеличит количество необоснованных жалоб на адвокатов.

Некоторые другие участники семинара, напротив, высказались за размещение в открытом доступе всех таких решений (в деперсонализированном виде), поскольку это будет способствовать прозрачности дисциплинарного производства и поможет адвокатам избежать типичных ошибок.

Во время дискуссии прозвучали, например, такие предложения:

– всего блока дисциплинарной практики, и в том числе составления обзоров;

– структурирование текстов документов по аналогии с текстами судебных решений (дата, тема, тип решения, инициатор, результат);

– создание единого централизованного шаблона базы решений по дисциплинарным производствам, хранящейся на сервере адвокатской палаты;

– доступ к персонализированному содержимому базы только для тех, кто имеет на это право (члены квалификационных комиссий и советов), к деперсонализированному – для всех адвокатов;

– альтернативный вариант: общедоступность базы деперсонализированных решений (это дает обществу понимание, что адвокатура работает над своими проблемами);

– система поиска по базе решений (с набором определенных фильтров);

– сквозная нумерация дел в рамках РФ (по аналогии с судебными делами);

– регулярная подготовка тематических обзоров дисциплинарной практики;

– регулярная подготовка Комиссией ФПА РФ по этике и стандартам обзоров дисциплинарной практики, направленных на унификацию подходов к разрешению определенных ситуаций;

– включение базы дисциплинарных решений в качестве отдельного блока в СПС «КонсультантПлюс».

Система распределения дел по назначению

На сессии «Непрозрачность процесса выбора защитников по назначению органов дознания, следствия и суда» рассматривался накопленный адвокатскими палатами опыт внедрения электронных систем обеспечения участия адвокатов в судопроизводстве по назначению.

Таким опытом поделились президент ПАСО Татьяна Бутовченко и адвокат АП Санкт-Петербурга Екатерина Алисиевич, которая сосредоточилась в основном на недостатках электронной системы, работающей в этом субъекте РФ (доступ в систему адвокат получает лишь после того, как дело передается в суд; он должен самостоятельно ввести информацию о своем участии в деле; специальные рассылки уведомлений о датах дежурств не предусмотрены).

Ряд участников семинара считают, что все недостатки программы обеспечения участия адвокатов в защите по назначению обусловлены ее привязкой к системе ГАС «Правосудие». Размещение этой программы на сервере системы, обеспечивающей деятельность судов, означает, что она не подконтрольна палате и ее работа не будет распространена на этапы дознания и предварительного следствия. Подобная проблема существует и в Москве, где планируется создание нового сайта Адвокатской палаты и программы распределения дел по назначению на базе Комплексной информационной системы судов общей юрисдикции (КИС СОЮ).

В связи с этим, полагает вице-президент АП Калининградской области Евгений Галактионов, в Москве может произойти то же самое, что некоторое время назад случилось в Литве: судебные органы по разработанному адвокатской палатой образцу создали собственную программу распределения дел, а затем эта сфера была выведена из-под контроля адвокатуры. По его мнению, такая судьба ожидает и все регионы России, которые разместят свои сайты или программы распределения дел по назначению на серверах, обеспечивающих работу интернет-ресурсов судов.

Информация о защите прав адвокатов

Модератор сессии «Доступ к информации о решениях федеральной и региональной комиссий по защите профессиональных прав адвокатов» - адвокат АП г. Москвы Сергей Смирнов отметил, что в связи с недавним внесением в УПК РФ изменений, обеспечивающих дополнительные гарантии независимости адвокатов при осуществлении ими профессиональной деятельности, на комиссии по защите прав адвокатов возлагаются очень серьезные задачи. В связи с этим необходима публикация документов, связанных с деятельностью этих комиссий, и широкое освещение их работы, чтобы адвокаты знали, куда они могут обращаться в случае необходимости.

Опытом организации работы поделились заместитель председателя Комиссии по защите прав адвокатов Совета АП г. Москвы Александр Пиховкин, председатель Комиссии по защите прав адвокатов Совета АП Чувашской Республики Владимир Романов, председатель Комиссии по защите прав адвокатов АП Санкт-Петербурга Сергей Краузе. По мнению участников сессии, необходимо широкое освещение деятельности комиссий по защите прав адвокатов на корпоративных интернет-ресурсах и во внешних СМИ.

Информация о решениях советов палат

В рамках сессии «Доступ к решениям советов адвокатских палат» о подходах к отбору решений Совета для публикации, принятых в их палатах, рассказали президент АП Красноярского края Ирина Кривоколеско, член Совета АП Санкт-Петербурга Ирина Туманова и член Совета АП Ленинградской области Евгений Тонков.

В Красноярском крае, например, по общему правилу, на сайте палаты публикуются все решения Совета, за исключением решений об оказании материальной помощи адвокату, о приостановлении статуса адвоката. В обязательном порядке публикуются решения о созыве конференции адвокатов (также они дублируются электронным сообщением делегатам), об избрании президента и вице-президентов, о порядке участия в защите по назначению и в оказании бесплатной юридической помощи, о повышении профессионального уровня адвокатов, по различным вопросам адвокатской деятельности, в том числе по запросам адвокатов о поведении в сложной этической ситуации, о порядке прохождения стажировки и т.д.

В Ленинградской области решения Совета, имеющие нормативный характер, размещаются на сайте в разделе «Документы», информация о правоприменительных решениях с выдержками из этих документов – в разделе «Новости» (предусмотрена их фильтрация по темам). Решения Совета, не представляющие интереса с точки зрения правоприменительной практики, не подлежат публикации (например, решения о лишении статуса за неуплату взносов). Отбором решений Совета, информация о которых должна быть в открытом доступе, занимается заместитель председателя Квалификационной комиссии.

В качестве отдельной проблемы были отмечены злоупотребления при возбуждении дисциплинарного производства, когда президенты палат без достаточных оснований выносят решения об отказе. В связи с этим было высказано предложение предусмотреть необходимость вынесения строго аргументированного решения об отказе в возбуждении дисциплинарного производства.

Сайты адвокатских палат

В рамках сессии «Сайты адвокатских палат и адвокатских образований» член Совета АП Ленинградской области Денис Лактионов рассказал об успешном опыте создания сайта палаты на базе сайта ФПА РФ. Модель типового сайта доработана в соответствии с пожеланиями палаты (усовершенствована система рубрикации, добавлены некоторые рубрики). На сайте размещены региональный реестр адвокатов и ссылка на сводный реестр, публикуемый на сайте Минюста России, а также региональный реестр адвокатских образований. Все новости и документы палаты публикуются и систематизируются в порядке, определенном палатой. Размещение на сайте АПЛО новостей, документов, блогов и анонсов курсов повышения квалификации с сайта ФПА РФ производится автоматически.

Адвокаты АПЛО могут вести собственные блоги, на сайте размещена адресованная гражданам информация об оказании адвокатами бесплатной помощи, а также информация для адвокатов (например, о нюансах налогообложения адвокатской деятельности, об алгоритме действий адвоката при проведении в отношении него следственных действий или оперативно розыскных мероприятий). К настоящему времени типовые сайты на базе сайта ФПА РФ имеют 20 региональных палат.

Независимый аудит сайтов адвокатских палат, проведенный Проектным центром «Инфометр», показал, что сайты, созданные на платформе ФПА РФ, оказались в среднем информативнее, чем сайты, работающие на собственной платформе (38% против 32%).

«Инфометр» каждый год оценивает более 4000 тысяч сайтов органов власти, в том числе судов. В рамках подготовительного этапа аудита: 1) проводится анализ запросов целевой аудитории (в плане содержания информации, которую хотят видеть, и ее технологических свойств); 2) определяются подходы к изучению информации; 3) составляется сводный перечень параметров оценки информации; 4) вырабатывается методика аудита.

Непосредственная оценка сайтов по следующим критериям: наличие информации, полнота информации, актуальность, удобство поиска, социальная значимость. Если оценка по какому-либо параметру оказывается слишком низкой, эксперт должен дать рекомендации о том, что сделать для ее повышения, и участнику предоставляется месяц для того, чтобы устранить недочеты.

Напомним, что Федеральная палата адвокатов РФ в этом году по второй раз в рамках конкурса Best Law Firm Website, организуемого интернет-ресурсом LawFirmManagement.ru, проводит конкурс сайтов адвокатских палат, оценивая сайты по более чем 20 критериям, охватывающим содержание, дизайн и удобство для пользователя. Итоги конкурса будут подведены в начале октября 2017 г., награждение победителей состоится в Федеральной палате адвокатов РФ.


ЧИТАТЬ ТАКЖЕ
Информационные технологии и адвокатура

Москва 29.06.2017

Пресс-служба ФПА РФ

Роль информационных технологий в развитии адвокатуры как института гражданского общества

Новые возможности

Москва 24.03.2017

Пресс-служба ФПА РФ

В ФПА РФ обсудили пути развития информационного сотрудничества с региональными адвокатскими палатами

«Адвокатура» в суде

Санкт-Петербург 02.08.2016

Пресс-служба ФПА РФ

Система по распределению дел расширяет зону охвата