• Войти

По согласованию с ФПА

ФПА считает, что требования к адвокатам иностранных государств должны устанавливаться Правительством РФ по согласованию с ФПА

0
1070
Москва 16.05.2017 12:25

14 мая завершилось общественное обсуждение текста проекта дополнения Министерства юстиции РФ в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) в части регулирования участия иностранных адвокатов в оказании юридической помощи на территории России.

Законопроектом предлагается дополнить ст. 2 указанного Закона п. 7 следующего содержания:

«7. Требования к адвокатам иностранных государств и условия оказания ими юридической помощи на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации».

По результатам изучения законопроекта Федеральная палата адвокатов указала в ответном письме Минюсту России, что полагает «возможным согласовать данный законопроект с дополнением, что требования к адвокатам иностранных государств и условия оказания ими юридической помощи на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации».

Как мы уже писали ранее, готовящиеся поправки направлены на наделение Правительства РФ полномочиями по установлению требований к порядку деятельности адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории РФ. Разработка документа осуществляется Минюстом России в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства РФ на 2017 г., утвержденным в начале января.

Ранее исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков назвал вполне ожидаемым внесение в Закон об адвокатуре поправок, направленных на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в связи с участием адвокатов иностранных государств в оказании юридической помощи в России.

«Существующее в настоящее время законодательное регулирование в этом вопросе весьма лаконично: зарубежные адвокаты должны быть зарегистрированы в специальном реестре Минюста, они могут оказывать юридическую помощь на территории России лишь по вопросам права данного иностранного государства и им запрещено вести дела, связанные с государственной тайной. Однако вопросы адвокатской деятельности гораздо обширнее и изложенные нормы не охватывают всего многообразия этой работы», – пояснил Андрей Сучков.

«Вместе с тем неурегулированным остается ряд вопросов, касающихся установления требований к адвокатам иностранных государств и условий оказания ими юридической помощи на территории Российской Федерации. Также отмечаем, что в настоящее время законодательно не установлен контроль за деятельностью адвокатов иностранных государств при оказании юридической помощи», – подчеркивает Минюст.

В документе отмечается, что, в частности, следует установить обязанность иностранных адвокатов по уведомлению Минюста о прекращении ими статуса адвоката в иностранном государстве, решении суда о признании адвоката виновным в совершении преступления, о признании его недееспособным или ограниченно недееспособным, «а равно и другой информации, которая может иметь значение для целей предоставления государственной услуги».

В документе отдельно подчеркивается, что регламентации также требуют вопросы обязательного установления для адвокатов иностранных государств правил поведения при осуществлении ими профессиональной деятельности в России.

Разработка Минюстом документа, устанавливающего конкретные требования и условия, планируется после принятия предложенного законопроекта Госдумой во втором чтении.

«Самое интересное начнется, когда станут разрабатывать сами требования к зарубежным коллегам, – подчеркнул Андрей Сучков, отметив, что законопроект нельзя назвать революционным. – И тут возникает множество вопросов. Начиная от подтверждения адвокатского статуса и его действительности на настоящий момент, отсутствия факта его приостановления и прекращения, а также продления статуса, если такие процедуры предусмотрены национальным законодательством страны, где адвокатский статус был получен».

Кроме того, он заметил, что поскольку зарубежный адвокат попадает в профессиональную среду, где действуют определенные писанные этические нормы, то он должен знать эти требования. «Возможно, будет поставлен вопрос о необходимости сдачи адвокатом иностранного государства теста на знание Кодекса профессиональной этики адвоката, как это в настоящее время делают претенденты на получение статуса российского адвоката», – предположил исполнительный вице-президент ФПА РФ.

Он не исключил возможного распространения на зарубежных адвокатов и дисциплинарных процедур за этические нарушения, допущенные при осуществлении адвокатской практики на территории России. «Если эта тема будет обсуждаться, то встанет вопрос о том, органы какой региональной адвокатской палаты будут рассматривать такие дела», – заметил он, сообщив, что российская адвокатура считает необходимым высказать свое видение по этим и другим вопросам регулирования деятельности адвокатов иностранных государств на территории России в рамках обсуждения этой темы с Правительством РФ.

Проблему неурегулированности отношений, возникающих в связи с оказанием юридической помощи иностранными адвокатами на территории России, поднял и советник ФПА РФ Сергей Бородин на прошедшем на днях Саммите адвокатов Грузии, стран Балтии и СНГ «Вызовы современной юридической профессии».

Он рассказал, что на сегодняшний день в реестре иностранных адвокатов Минюста зарегистрировано только 134 адвоката. «Это удивительная цифра, поскольку рынок юридических услуг в России измеряется миллиардами долларов, – отметил советник ФПА РФ. – При этом, по данным Федеральной налоговой службы, в России зарегистрировано более двух тысяч организаций с иностранным участием, которые оказывают юридические услуги». Эти цифры свидетельствуют о том, что иностранные адвокаты практикуют, но не считают нужным получать статус иностранного адвоката, уверен эксперт.

Причину сложившейся ситуации Сергей Бородин видит в отсутствии единого регулирования юридической профессии в России. Так как право оказывать широкий спектр юридических услуг, за исключением представительства по уголовным делам и по ряду категорий дел в административном судопроизводстве, не ограничивается определенными требованиями к профессии, то иностранные адвокаты не видят для себя мотивов регистрироваться в реестре. Однако в этом случае они не могут оказывать юридическую помощь по уголовным и ряду административных дел, что нередко приводит к правовым казусам, при которых они не могут представлять интересы своих соотечественников по этим делам на территории России.

Он выразил надежду, что наметившееся стремление государства к регулированию этой сферы предоставит возможность иностранным адвокатам использовать тот режим правового регулирования, который существует для российских коллег, что благотворно повлияет на инвестиционную привлекательность России.


ЧИТАТЬ ТАКЖЕ
Расширение предметной компетенции адвокатуры

Москва 27.11.2017

Пресс-служба ФПА РФ

27 ноября в ФПА РФ прошел круглый стол на тему «Участие адвокатов в упрощенном банкротстве граждан – как расширение компетенций адвокатов»

Лакуны и противоречия

Москва 24.11.2017

Пресс-служба ФПА РФ

Пробелы в законодательстве и способы их восполнения обсуждались на конференции в рамках «Кутафинских чтений»

Разработка и совершенствование

Москва 23.11.2017

Пресс-служба ФПА РФ

Состоялось заседание рабочей группы по подготовке технического задания для модернизации регионального и разработки федерального модуля АС «Адвокатура»