• Войти

Центр повышенного внимания

О возможностях видео-конференц-связи и работе Центра субсидируемой юридической помощи ПАСО

0
460

К выполнению поручения Федеральной палаты адвокатов РФ о проведении семинара по обмену опытом для членов квалификационных комиссий региональных адвокатских палат в Самаре готовились тщательно.

Был избран формат видеоконференции. Заблаговременно конференц-зал ПАСО был переоснащен новейшей техникой: смонтирован светодиодный графический экран (LED display) во всю стену, установлена компактная акустическая система, обеспечивающая полное диапазонное звучание высокого качества.

Технические возможности конференц-зала ПАСО, в том числе уникальная технология обработки видеоизображения, позволили в режиме реального времени соединить Самару и Москву и обеспечить онлайн-встречу участников семинара и президента ФПА РФ Ю.С. Пилипенко.

14 сентября заседание Квалификационной комиссии ПАСО внешне ничем не отличалось от привычного, за исключением мультимедийного оборудования и инсталлированной конференц-системы микрофонной связи для каждого члена комиссии и участников дисциплинарных разбирательств.

Прямая трансляция позволила находящимся в конференц-зале 63 представителям из 39 регионов России в режиме реального времени оценить процедуру сдачи экзамена на присвоение статуса адвоката и присутствовать при рассмотрении дисциплинарных производств в отношении адвокатов.

Эта кажущаяся простота потребовала несколько месяцев подготовительной работы, затем более суток монтажа специального оборудования, укладки километров кабеля по периметру помещения, непрерывной работы пяти операторов для трансляции хода заседания, звукорежиссера и видеоинженера трансляции, а еще неимоверного напряжения сил всех сотрудников Палаты, за что всем, задействованным в процессе, хочется высказать слова глубокой благодарности.

О самом мероприятии написано и сказано много. Кто не совсем в теме, может зайти на официальный сайт Палаты адвокатов Самарской области www.paso.ru и почитать.

Лично по моим наблюдениям, самое пристальное внимание участников семинара было приковано не к процедуре дисциплинарного разбирательства, а к работе Центра субсидируемой юридической помощи Палаты адвокатов Самарской области (Центр СЮП). По неподдельному интересу представителей регионов России к этому направлению деятельности ПАСО совершенно очевидно, что адвокатское сообщество готово к более радикальным изменениям в регулировании этой сферы.

15 сентября во время дискуссии по результатам увиденного накануне мною предложено провести «ознакомительную экскурсию» по службам и рабочим помещениям адвокатской палаты. Группы заинтересованных коллег по 10–12 человек сменяли одна другую. Я, как заправский экскурсовод, показывала, рассказывала, демонстрировала, отвечала на многочисленные предметные вопросы.

Центром внимания стал Центр субсидируемой юридической помощи Палаты адвокатов Самарской области (Центр СЮП).

Как потом рассказали сотрудники ПАСО, часть гостей самостоятельно возвращались в Центр СЮП и дотошно расспрашивали об организации его работы. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Внешне это выглядит следующим образом: семь операторов одновременно разговаривают, принимая требования и распределяя их между адвокатами. Все в гарнитурах, потому друг другу не мешают, принимая и передавая информацию только абоненту. Между приемом требований от дознавателя, следователя или суда и распределением его конкретному адвокату проходит не более пяти минут. Телефонные разговоры записываются с возможностью прослушивания в случае необходимости или спорных ситуаций; требование фиксируется в базе данных «Адвокатура».

Развеселила коллега из сибирского города, сказав: «У меня мурашки по телу побежали от увиденного! Будто на Марсе побывала!»

Примечание: Количество адвокатов, участвующих в делах по назначению, чуть меньше 700 из общей численности ПАСО 1860 адвокатов.

В год распределяется 65 000–70 000 требований.

Операторов в Центре СЮП ПАСО семь, включая руководителя Центра СЮП, которая также выполняет функции оператора.

Если кто-то намерен воспользоваться самарскими наработками и хочет создать в своей региональной палате аналогичную службу, то, следуя нашему опыту, необходим один координатор на каждые сто адвокатов, участвующих в делах по назначению.

Координаторы – наемные служащие, не адвокаты.

Оснащение: сервер, компьютеры, программное обеспечение, наушные микрофоны-гарнитуры.

Технический контроль осуществляется системным администратором, которого приходится приглашать на 2–3 часа в неделю.

Необходимые составляющие работы Центра: желание справиться с «карманными» адвокатами, поддержка коллег, упорный труд рабочей части ПАСО, взаимодействие с руководителями судов и правоприменительных органов и общее желание добиться успеха.

На разработку программы нами потрачены огромные суммы (не единовременно, конечно, а в течение одиннадцати лет).

По сравнению с ПАСО, которая начинала эту работу с нуля, региональные адвокатские палаты в настоящее время находятся в гораздо более благоприятной ситуации. Усилиями ФПА РФ путем заключения соответствующего соглашения с разработчиками расходы по приобретению программного продукта «Адвокатура» для всех адвокатских палат минимизированы до 25 000 рублей. Наполнить программу содержанием, «вбив» в нее сведения об адвокатах – дело нескольких дней (сведения о 100–150 адвокатах обрабатываются одним секретарем в течение рабочего дня).

Для небольшой палаты, если количество требований менее ста в месяц, проблему можно решить проще и совсем «малой кровью», передав функции координатора – оператора секретарю адвокатской палаты, правда, на случай болезни ее кто-то должен будет заменять.

Есть системы распределения дел по назначению с иными подходами, чем в Самаре. Например, в Перми, Калининграде и Хабаровске с применением личных кабинетов и дистанционным доступом в них, а также QR-кодов при формировании ордера. Однако эти программы предполагают устойчивое покрытие интернет-связью всей обслуживаемой Центром СЮП территории.

Думаю, что будущее за программой, которая совместит достоинства каждой из систем.

Но пока в каждом отделе дознания, следствия и в судах (во всех без исключения, включая сельские) не появится техническая возможность перейти на более высокую ступень коммуникации, мы не готовы отказаться от проверенной 10-летним опытом работающей системы, основой которой служит бесплатный телефонный звонок.

Телефоном умеют пользоваться все – это и есть гарантия прочности и стабильности.

Основной укор-вопрос участников семинара в ходе «экскурсий» состоял вот в чем: «Почему в нашей палате не внедряется эта система, если по решению ФПА РФ программный продукт "Адвокатура" уже имеется в каждом регионе?» У меня на этот вопрос ответа не было.

Предполагаю, что по результатам поездки в Самару все увиденное станет предметом обсуждения совета соответствующей адвокатской палаты.

Хочется пожелать всем коллегам успехов.

Тонкостей в блоге не расскажешь.

Всех, заинтересовавшихся, приглашаю в Самару индивидуально.

Приезжайте, расскажем, покажем, посоветуем и поможем внедрить.

Комментарии
НОВОСТИ
«Добро победит»

Москва 16.10.2017

Пресс-служба ФПА РФ

13 октября отметила 15-летний юбилей Адвокатская палата Московской области

Концептуальные вопросы

Москва 13.10.2017

Пресс-служба ФПА РФ

В Московской академии СК РФ обсудили историю, современное состояние и перспективы работы следственных органов

История адвокатуры через диалог поколений

Москва 13.10.2017

Пресс-служба ФПА РФ

Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко посетил юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова