• Войти

Промедление недопустимо

Реформу сферы оказания квалифицированной юридической помощи необходимо завершить к 1 января 2020 г.

0
180

Опубликованный Минюстом России проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи является серьезным шагом к реализации основополагающих конституционных норм, предусмотренных ст. 1, 48 Конституции РФ, в соответствии с которыми Российская Федерация является правовым государством и каждый гражданин имеет право на квалифицированную юридическую помощь.

Подготовка Концепции означает, что государство после долгого периода нерешительности, проб и ошибок, вызванных различными субъективными причинами и влияниями, возвращается на магистральный путь построения действительно правового государства, создания необходимого механизма реальной защиты законных прав и интересов граждан и российских юридических лиц, укрепления правовых основ в жизни государства и общества. Также это означает, что многолетняя совместная работа заинтересованных государственных министерств и ведомств с ФПА РФ, другими институтами гражданского общества по согласованию оптимальных позиций, отвечающих коренным интересам государства и общества, не прошла даром.

Сократить сроки реформирования
Вместе с тем неоправданно затянутые сроки завершения реформы в сфере оказания квалифицированной юридической помощи, предусмотренные Концепцией, свидетельствуют о сохранении определенной доли нерешительности у разработчиков. Проектом предлагается, по сути, законсервировать сложившееся нетерпимое положение в этой сфере еще на пять лет, что будет способствовать дальнейшей деградации ситуации, которая влечет ухудшение качества юридической помощи, способное вызвать негативные социальные последствия.

Такое промедление тем более непонятно с учетом того, что в предыдущие 15 лет созданы все необходимые организационные предпосылки для реализации завершающего этапа реформы.

В каждом регионе образованы адвокатские палаты, в квалификационные комиссии которых наряду с наиболее опытными членами адвокатского сообщества входят лучшие представители других юридических профессий, в соответствии с законом делегированные от органов суда, законодательной власти регионов и Минюста России. Многие из них принадлежат к научному сообществу, ведут преподавательскую деятельность в юридических вузах. Такой состав обеспечивает открытость и максимальную прозрачность деятельности этих органов корпоративного самоуправления. Об эффективности их работы свидетельствует тот факт, что их решения обжалуются значительно реже, чем даже судебные решения.

Напомню, что при реализации более масштабных, по сравнению с предусмотренными Концепцией, изменений, которые были проведены в связи с принятием Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре), потребовался переходный период в течение одного года. Сейчас для того, чтобы принять экзамен и провести собеседование со всеми желающими, например, в Орловской области достаточно не более трех месяцев, в крупных регионах – не более одного года.

Таким образом, даже с учетом сохранения принципов этапности и постепенности в спокойном режиме реформу нужно завершить к 1 января 2020 г.

Устранить терминологическую неопределенность
Очевидно, из названия и текста Концепции необходимо исключить упоминание термина «рынок» и устранить использование в них различных понятий для наименования одного явления: «квалифицированная юридическая помощь», «юридическая помощь», «юридические услуги», «рынок юридических услуг».

С учетом принципа верховенства Конституции РФ – закона, имеющего высшую юридическую силу, следует использовать только понятие, содержащееся в ст. 48 Конституции РФ, – «квалифицированная юридическая помощь». Указанная деятельность носит не рыночный, а публично-правовой характер. Действующим законодательством предусмотрено бесплатное оказание юридической помощи гражданам РФ, участие в защите граждан в уголовном судопроизводстве по назначению государственных органов, что несовместимо с рынком и предпринимательской деятельностью, основной целью которой является извлечение максимальной прибыли. На данное обстоятельство неоднократно указывал Конституционный Суд РФ. В ст. 1 Закона об адвокатуре прямо закреплено, что адвокатская деятельность не является предпринимательской. Наиболее близким ее аналогом является нотариальная деятельность.

С учетом этих замечаний необходимо обеспечить утверждение Концепции до 1 января 2018 г. Было бы символичным, если бы это произошло 12 декабря – в день Конституции РФ.

При этом следует незамедлительно перейти к этапу практической реализации Концепции, воплотив ее в конкретные законопроекты, которые действительно обеспечат все население страны квалифицированной юридической помощью. Равный доступ граждан к правосудию на этой основе укрепит весь правовой каркас государства.

Разработать поправки в законодательство
Считаю, что российская адвокатура располагает значительным научным потенциалом, огромным практическим опытом, знанием реальных проблем и ожиданий граждан, обращающихся за юридической помощью. Работая «на земле» во всех уголках страны, она может и должна внести свой весомый вклад в подготовку поправок в действующее законодательство и успешное завершение реформы сферы оказания квалифицированной юридической помощи.

Эти поправки должны содержать единый комплекс правовых норм, направленных на:
– профессионализацию и повышение качества квалифицированной юридической помощи, в том числе судебного представительства, на основе адвокатского статуса, принятого во всем мире;
– отмену и изменение правовых норм, закрепляющих дискриминацию (т.е. заведомо неравное положение) адвокатов по отношению к лицам, осуществляющим аналогичную деятельность на основе предпринимательского статуса либо вообще без какого-либо статуса. Это, прежде всего, введение единых порядка и требований для доступа к профессии, проверки и повышения квалификации; единого объема обязанностей, в том числе по вопросам обязательных отчислений и по оказанию бесплатной юридической помощи, обеспечивающих реализацию государственных и общественных интересов; единых ставок налогообложения; единых оснований и мер ответственности за профессиональные нарушения; единых правил профессиональной этики; единых гарантий независимости, соблюдения профессиональной тайны, защиты от необоснованного преследования;
– ликвидацию возможности оказания юридической помощи (услуг) на основе предпринимательского статуса вне адвокатских образований, так как это прямо противоречит достижению общественно значимых публично-правовых целей доступности квалифицированной юридической помощи, обеспечения доступа к правосудию и бесплатной юридической помощи в случаях, предусмотренных законом;
– укрепление экономической основы оказания квалифицированной юридической помощи. Отсутствие индексации ставок оплаты труда адвокатов по назначению государственных органов в течение многих лет, наличие и стремительный рост многомесячной задолженности по оплате труда адвокатов даже по этим символическим ставкам, дороговизна арендуемых адвокатами помещений делают эти законодательные изменения наиболее срочными во избежание паралича не только судебной и правоохранительной деятельности, но и государства в целом. Необходимо создать правовой режим, при котором Минфин России будет лишен возможности необоснованно сокращать объем средств, выделяемых из бюджета на оплату труда адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве. Например, в 2017 г. лимиты финансирования на эти цели были необоснованно и кардинально урезаны по сравнению с прошлым годом, когда средств тоже выделялось значительно меньше реальной потребности. Следует учесть, что для многих адвокатов эти средства – единственный источник существования, а период, за который накопилась задолженность, составляет уже более 10 месяцев.

Указанные действия Минфина по умалению законных прав и интересов граждан со ссылкой на цели борьбы с инфляцией прямо противоречат ст. 2, 18, 48 Конституции РФ, в которых закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

Для успешного завершения реформы сферы оказания квалифицированной юридической помощи необходимо более четко и системно закрепить конституционный статус адвокатуры в Российской Федерации, изложив ч. 1 ст. 48 Конституции РФ в следующей редакции:

«Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами (адвокатскими образованиями) в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.»

Важно отметить, что такая формулировка позволит ограничить действия юристов зарубежных государств на территории нашей страны рамками российского законодательства.

Как правильно указано в Концепции, необходимо уточнить понятие адвокатской деятельности. В настоящее время это понятие, изложенное в ч. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре, состоит только из ссылки на субъекта ведения такой деятельности – адвоката и на ее цели («в целях защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, а также обеспечения доступа к правосудию») без определения содержания термина «квалифицированная юридическая помощь». Этот пробел, собственно, и позволяет сейчас заниматься такой деятельностью кому угодно, по сути, в обход существующего правового регулирования, называя ее «юридическими услугами».

Для устранения данного пробела предлагается дополнить ч. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре абзацем 2 в следующей редакции:

«Видами квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами (адвокатскими образованиями), являются:
– консультации по юридическим вопросам, советы, разъяснения и справки по законодательству;
– составление заявлений, жалоб, запросов, претензий, договоров и других документов правового характера;
– юридическая помощь при подготовке, заключении и исполнении гражданско-правовых сделок, представительство в корпоративных процедурах;
– представительство законных прав и интересов доверителей по вопросам правового характера в государственных органах исполнительной власти, органах местного самоуправления, учреждениях, предприятиях и организациях, юридическая помощь в стадии досудебного урегулирования споров;
– участие в производстве по делам об административных правонарушениях в качестве защитников, представителей лиц, привлекающихся к административной ответственности, и других участников данного производства;
– участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитников подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных, а также представителей потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков, оказание юридической помощи при проведении процессуальных действий свидетелям и иным лицам по их поручению, в том числе в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, доследственных и прокурорских проверок;
– участие в судебном разбирательстве судами общей юрисдикции гражданских дел и дел, возникающих из административных правоотношений, в качестве представителей истцов, административных истцов, ответчиков, административных ответчиков и других лиц, участвующих в деле;
– представительство граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в арбитражном судопроизводстве, специальных и третейских судах;
– представительство в конституционном судопроизводстве;
– представление интересов доверителей в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных (арбитражных) органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
– иные виды юридической помощи, не запрещенные действующим законодательством РФ.

Части 2 и 3 статьи 2 Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” исключить.»

Кроме того, для укрепления экономической основы адвокатской деятельности необходимо:
– установить возможность применения адвокатами, не работающими по трудовому договору, ставки обложения налогом на доходы физических лиц в размере 6% полученного дохода, применяющихся при налогообложении индивидуальных предпринимателей;
– возвратить порядок, при котором ставки оплаты труда адвокатов, осуществляющих защиту прав граждан в уголовном судопроизводстве по назначению государственных органов, определялись в зависимости от минимального размера оплаты труда, либо предусмотреть их автоматическую индексацию в соответствии с коэффициентом инфляции; ввести персональную ответственность должностных лиц за нарушение сроков оплаты труда адвокатов по назначению;
– распространить порядок и условия выкупа нежилых помещений, находящихся в муниципальной и государственной собственности и арендуемых нотариусами и предпринимательскими структурами (без аукционов, с рассрочкой платежа), на адвокатов, адвокатские образования и адвокатские палаты, с предоставлением им более длительной рассрочки ввиду их более слабого экономического положения как некоммерческих организаций;
– внести необходимые изменения в общероссийские классификаторы видов экономической деятельности.

Необходимо также внести в течение 2018 г. изменения в иные нормативные акты, указанные в Концепции.

Комментарии
НОВОСТИ
Актуальные вопросы реформы адвокатуры

Республика Казахстан 08.12.2017

Пресс-служба ФПА РФ

В Алматы прошел Третий ежегодный форум адвокатов Казахстана

Сроки проекта реформы вполне реальны

Тамбовская область 08.12.2017

Пресс-служба АП ТО

В Тамбовской области состоялось публичное обсуждение проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи

Дигитализация юридической профессии

Германия 08.12.2017

Пресс-служба ФПА РФ

8 декабря в офисе Федеральной палаты адвокатов Германии в Берлине проходит Третий Германо-российский адвокатский Форум