• Войти

Адвокатское сообщество должно активизироваться

Необходимо приложить максимум усилий для поддержки предложенной Минюстом России Концепции

0
359

Рынок юридических услуг в России не имеет четкого регулирования, в связи с чем в этой сфере возникает много проблем.

Сегодня, кроме уголовного и административного судопроизводства, в судах могут осуществлять представительство любые дееспособные лица. Отсюда главная проблема – ненадлежащее качество оказания юридической помощи и, как результат, неотвратимые последствия юридических ошибок. Указанные проблемы давно обсуждаются законодателями, политиками, достаточно активно дискутируются в научных кругах.

Адвокатское сообщество, в свою очередь, осознает острую необходимость упорядочения сферы платных юридических услуг и разработки единых стандартов качества предоставляемой гражданам помощи, независимо от субъекта ее оказания.

Решать данные проблемы необходимо. Чем раньше мы придем к единому подходу в этом, тем плодотворнее будут результаты и гарантированное Конституцией РФ право на получение квалифицированной юридической помощи станет обеспеченным для каждого.

В последнее время появились различные варианты реформирования сферы оказания юридической помощи. Между тем опубликованная Министерством юстиции РФ Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи отражает комплексный подход к разрешению вопросов урегулирования данной сферы.

Отрадно отметить, что основная задача реформы – повышение уровня защиты граждан и организаций. Ключевой мыслью Концепции является переход к построению института судебного представительства исключительно на профессиональной основе, специалистами. Минюст правильно установил, что для реализации этого положения оказание качественной юридической помощи возможно только на базе адвокатуры, так как именно адвокатура является сформировавшимся институтом, имеющим единую систему приема в корпорацию, свои внутренние стандарты и этические нормы, выстроенную систему контроля за их выполнением.

Согласно Концепции реформу предложено провести в три этапа.

Первый этап должен быть реализован к 2018 г. К этому времени предполагается:

– разработать необходимую правовую базу;

– модернизировать адвокатуру: создать коммерческие организационно-правовые формы для адвокатских образований, предоставить адвокату возможность заключать трудовой договор с адвокатским образованием, усовершенствовать режим налогообложения, установить запрет на прямой и косвенный контроль со стороны иностранных лиц над адвокатскими образованиями и многое другое.

За время реализации второго этапа (2019 г.) планируется утвердить порядок упрощенного перехода в адвокатуру лиц, соответствующих требованиям, предъявляемым к претендентам на адвокатский статус.

Третий этап (2020–2022 гг.) – непосредственный переход данных лиц в адвокатуру, реорганизация юридических лиц, которые намерены оказывать юридическую помощь, окончательное введение новых норм.

Реформу предлагается закончить к 1 января 2023 г.

Установление столь продолжительных переходных сроков, на мой взгляд, является нецелесообразным и неэффективным, в особенности с учетом того, что третий этап может быть еще и продлен. Однако некоторые эксперты высказывают противоположную точку зрения. Им установленные Минюстом сроки реализации Концепции кажутся слишком сжатыми, так как ее реализация предполагает внесение изменений в многочисленные нормативно-правовые акты, что, по их мнению, может отрицательно сказаться на конечном результате. Считаю, что, наоборот, именно столь продолжительный переходный период может негативно повлиять на конечный результат и на достижение основных целей Концепции.

Предложенные Минюстом нововведения являются наиболее прогрессивной попыткой структурирования рынка юридических услуг, повышения качества юридической помощи, которое будет обеспечено, в том числе, посредством развития системы обязательного повышения квалификации адвокатов с последовательным формированием узкопрофильных специалистов.

С момента опубликования Концепции в сети «Интернет» появились многочисленные возражения юристов, практикующих на рынке оказания юридической помощи, со ссылкой на то, что введение так называемой монополии адвокатуры приведет к удорожанию стоимости юридических услуг, что, в свою очередь, повлечет нарушение прав и интересов граждан. Полностью согласен в данном вопросе с президентом ПАСО Татьяной Бутовченко, которая в своем блоге указала, что эти юристы-неадвокаты за столь длительный период дискуссий не предприняли никаких попыток по созданию хоть какого-то подобия системы регулирования сферы оказания юридической помощи.

Нельзя отрицать наличие среди юристов-неадвокатов высококвалифицированных специалистов. Однако среди этих юристов, осуществляющих судебное представительство, имеется огромное количество лиц, которые оказывают юридическую помощь на очень низком уровне. И, кстати, большинство их них позиционируют себя и представляются гражданам адвокатами, а потом эти обманутые граждане нашей страны приходят в адвокатскую палату и требуют привлечения их к ответственности. И очень трудно объяснить пострадавшим людям, что адвокатская палата в данном случае ничем помочь не может.

Необходимо также отметить, что при разработке Концепции проводились многочисленные консультации – как с Федеральной палатой адвокатов, так и с адвокатским и научным сообществом, представителями рынка юридических услуг. Колоссальная работа проделана самой Федеральной палатой адвокатов РФ.

В настоящее время именно адвокатура, с ее 15-летним стажем, является динамично развивающимся, самосовершенствующимся, саморегулируемым институтом, контролирующим деятельность своих членов путем установления единых стандартов профессиональной деятельности и норм корпоративной этики.

Вывод один: более эффективной и продуктивной основы для развития и совершенствования сферы оказания юридической помощи, кроме установления «монополии» адвокатуры на сегодняшний день нет.

В связи с этим все адвокатское сообщество должно активизироваться и совместно с руководителями адвокатских палат регионов РФ приложить максимум усилий для поддержки предложенной Минюстом России Концепции всеми ветвями государственной власти на всех уровнях и для ее успешной реализации.

Комментарии
НОВОСТИ
«Бытовое» или «предпринимательское» мошенничество?

Москва 23.01.2018

Пресс-служба ФПА РФ

Эксперты обсудили, какие изменения требуют «предпринимательские» статьи УК РФ

Кто станет «Адвокатом года»

Москва 23.01.2018

Пресс-служба ФПА РФ

Результаты деятельности белгородских адвокатов будут оцениваться по представленным в Адвокатскую палату документам

Адвокатов предложат на позиции судей

Москва 23.01.2018

Пресс-служба ФПА РФ

Борис Титов намерен предложить Верховному Суду 1000 кандидатов на должности судей из адвокатского и юридического сообществ