• Войти

Правовая позиция ФПА РФ

О проекте федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)

2814
28.12.2017

Министру экономического развития
Российской Федерации
М.С. Орешкину

 

Уважаемый Максим Станиславович!

В Федеральной палате адвокатов Российской Федерации рассмотрен разрабатываемый Минэкономразвития России проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)» (далее – законопроект).

В настоящее время законопроект проходит процедуру оценки регулирующего воздействия. Ее ключевой идеей является «проведение публичных консультаций с заинтересованными сторонами, которые позволяют выявить позиции заинтересованных сторон, сделать процесс рассмотрения интересов всех затрагиваемых новым регулированием групп прозрачным, обеспечить свободное заявление и возможность учета данных интересов».

О том, что самые острые вопросы в области защиты прав потребителей сегодня концентрируются в сфере финансовых услуг, в которой возникает немало трудностей у граждан – потребителей так называемых микро-займов, говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин на Президиуме Государственного Совета в апреле 2017 г. при рассмотрении вопроса «О национальной системе защиты прав потребителей».

Разрешая задачи по обеспечению законности и справедливости, адвокатское сообщество не может оставаться в стороне от законодательных инициатив, касающихся законных прав и интересов граждан. Оценка законопроекта осуществляется представителями адвокатской корпорации при глубоком знании российского законодательства и правоприменительной практики в указанной сфере.

Как нам известно, разработчикам законопроекта была поставлена задача по снижению стоимости существующей ныне процедуры банкротства физических лиц при одновременной защите интересов добросовестных участников гражданского оборота и недопущении злоупотребления предоставляемыми правами.

В частности, законопроект предлагает малообеспеченным гражданам самостоятельное юридическое сопровождение процедуры банкротства (подача заявления о признании должника банкротом, отстаивание своих прав при рассмотрении требований кредиторов, реализация имущества и т.д.) без привлечения финансового управляющего.

Соглашаясь с оценкой услуг финансового управляющего как неоправданно дорогостоящих в случае с банкротством малообеспеченных слоев населения, отказ от обязательного привлечения финансового управляющего представляется, на наш взгляд, верным решением. В то же время необходимо принять во внимание потребность квалифицированного и эффективного представления интересов граждан в арбитражных судах, испытывающих определенные сложности в вопросах оперативного рассмотрения дел.

В связи с этим предлагаем внести в существующий законопроект изменения по ограничению круга возможных представителей несостоятельных граждан в рамках упрощенной процедуры банкротства – адвокатами и арбитражными управляющими.

В пользу участия адвокатов в упрощенной процедуре банкротства можно привести следующие аргументы:

– наличие профессионального статуса;

– исключение работы с доверителем в условиях конфликта интересов;

– контроль над деятельностью адвоката со стороны адвокатской палаты и т.д.

Что касается судебного представительства несостоятельных граждан, то оно, по нашему мнению, должно носить обязательный характер и осуществляться в арбитражном судопроизводстве только адвокатами.

При этом обязательное участие адвоката в качестве представителя несостоятельного должника в суде требует в законопроекте дополнительного регулирования. Это обусловлено тем, что гражданин находится в трудной жизненной ситуации и не имеет возможности оплатить труд адвоката в случае заключения между ними возмездного договора.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (пункт 2 части 1 статьи 12) установление перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи и определение порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время не все законы и иные нормативные правовые акты, принятые в субъектах Российской Федерации, содержат положение, касающееся оказания бесплатной юридической помощи данной категории граждан.

Между тем ст. 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (пункт 9 части 1) предусматривает право граждан на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы, если такое право им предоставлено в соответствии с иными федеральными законами.

Предлагаем реализовать в настоящем законопроекте право несостоятельных граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы.

По нашему мнению, выбор адвокатов и финансовых управляющих в качестве представителей малообеспеченных граждан при упрощенной процедуре банкротства будет способствовать более эффективной защите прав граждан-должников и справедливому судопроизводству в разумные сроки, а также в значительной мере исключит случаи обращения должников к так называемым антиколлекторам и «раздолжнителям», не выполняющим взятых на себя обязательств.

В связи с вышеизложенным предлагаем дополнить проект положениями, предусматривающими не только возможность несостоятельным гражданином самостоятельно осуществлять юридическое сопровождение упрощенной процедуры банкротства, но и обращаться за таким сопровождением к адвокату, а в арбитражном судопроизводстве иметь право на квалифицированное представительство в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

В связи с изложенным просим Вас, уважаемый Максим Станиславович, учесть мнение профессионального сообщества при доработке данного законопроекта.

 

Президент ФПА РФ
Ю.С. Пилипенко

ДОКУМЕНТЫ
Регламент

19.03.2018

Всероссийского чемпионата по шахматам среди адвокатов на приз «Адвокатской газеты» «Белая королева»

Правовая позиция ФПА РФ

12.03.2018

О проекте федерального закона № 396097-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части совершенствования института конфискации имущества»