• Войти
Array
(
    [/documents/legal_positions/] => Правовые позиции ФПА РФ
)

Правовая позиция ФПА РФ

О проекте федерального закона № 160559-7 «О внесении изменений в статьи 401.4 и 412.3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (по вопросу предоставления заверенных копий обжалуемых судебных решений)»

1545
10.05.2017

Председателю
Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
В.В. Володину

Уважаемый Вячеслав Викторович!

В Федеральной палате адвокатов Российской Федерации изучен проект Федерального закона № 160559-7 «О внесении изменений в статьи 4014 и 4123 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (по вопросу предоставления заверенных копий обжалуемых судебных решений)» (далее – законопроект), внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатом Государственной Думы ФС РФ Ю.П. Синельщиковым.

Законопроектом предусматривается возможность приложения к кассационным и надзорным жалобам (представлениям) незаверенных копий вынесенных судебных актов.

Предпосылкой для изменения УПК РФ явился несовершенный порядок, при котором в случае отказа в пересмотре вынесенных судебных решений в результате кассационного или надзорного обжалования заверенные копии не возвращаются заявителям и они при дальнейшем обжаловании вынесенных судебных актов обязаны каждый раз заново получать в судах заверенные копии.

По мнению Федеральной палаты адвокатов РФ, законопроект заслуживает поддержки.

В пользу принятия данного законопроекта свидетельствуют следующие его достоинства:

1. Обеспечивается право граждан на доступ к правосудию.

Право каждого на свободный доступ к правосудию закреплено в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и других международно-правовых документах.

В Российской Федерации право каждого на защиту прав и свобод, в том числе и на судебную защиту, закреплено в ст. 45, 46 и 52 Конституции РФ. Оно должно быть подкреплено системой обеспечительных средств, позволяющих на деле реализовать комплекс субъективных юридических прав, входящих в содержание одного из основополагающих принципов уголовного правосудия.

Избавление заявителей от необходимости получения заверенных копий судебных актов облегчает доступ к вышестоящим судебным инстанциям, обеспечивает сокращение сроков подачи кассационных и надзорных жалоб (постановлений).

Так, для получения копий судебных решений необходимо прибыть в канцелярию суда первой инстанции, написать заявление, дождаться его разрешения, потом снова прибыть в этот же суд через определенное время и получить заверенные копии.

С момента отказа в удовлетворении кассационной жалобы в суде субъекта РФ заявители при обращении в Верховный Суд РФ должны во второй, третий раз получать копии.

Сложности с получением заверенных копий часто возникают в тех случаях, когда заявители находятся (отбывают наказание) на значительном удалении от судов.

2. Не создает для судов кассационной и надзорной инстанций никаких процессуальных и организационных проблем.

Решения судов первой и апелляционной инстанций находятся в уголовном деле и приобщение их новых копий не требуется.

В соответствии с ч. 1 ст. 401.8, ч. 1 ст. 412.5 Уголовно-процессуального кодекса РФ судья кассационной или надзорной инстанции по кассационной или надзорной жалобе вправе истребовать для изучения уголовное дело с содержащимися в нем заверенными судами документами.

Согласно требованиям п. 11 постановления Пленума ВС РФ от 28 января 2014 г. № 2 «О применении норм главы 47.1 УПК РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»: «Вопрос об истребовании уголовного дела следует разрешать исходя из того, что дело должно быть истребовано в каждом случае, когда у судьи возникают обоснованные сомнения в законности обжалуемого судебного решения».

Принятие законопроекта будет способствовать более частому истребованию судьями уголовных дел для проверки доводов, изложенных в кассационных или надзорных жалобах, и исправлению допущенных судебных ошибок.

Таким образом, рассмотрение соответствующих жалоб должно будет осуществляться не формально, как это нередко случается, а обстоятельно, с изучением материалов уголовных дел.

3. Призван снизить нагрузку на работу судов первой и апелляционной инстанций, сэкономить государственные средства.

В настоящее время сотрудники канцелярий судов и сами судьи должны отвлекаться от выполнения своих основных обязанностей необходимостью рассмотрения многочисленных заявлений граждан, прокуроров и адвокатов о выдаче заверенных копий, на их копирование, в том числе и объемных судебных актов, их прошивание и опечатывание.

Несложно вычислить трудоемкость выполняемой технической работы с учетом более сотни тысяч ежегодно направляемых кассационных и надзорных жалоб.

Нередко в судах возникают очереди, копии вовремя не выдаются, из-за чего случаются конфликтные ситуации, растет недовольство работой судебной системы.

Действующий порядок выдачи копий предполагает бесплатную выдачу копий лицам, участвовавшим в уголовном деле. В связи с этим государство несет вынужденные расходы на приобретение бумаги, расходование электрической энергии и износ копировальной техники.

Законопроект решает имеющиеся проблемы и избавит суды от ненужной работы и материальных расходов.

4. Создаст удобные условия – как для стороны защиты, так и стороны обвинения.

Трудности с необходимостью неоднократного получения заверенных копий судебных актов испытывают не только представители стороны защиты, но и прокуроры, и потерпевшие.

Для последних возможность скорого кассационного или надзорного обжалования порой является более актуальной, чем для осужденных.

Так, в соответствии со ст. 401.6 УПК РФ: «Пересмотр в кассационном порядке приговора, определения, постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу…».

Известны случаи, когда потерпевшие из-за продолжительного сбора судебных актов теряли возможность обратиться в кассационную инстанцию.

Принятие данного законопроекта соответствует интересам всех сторон уголовного судопроизводства и никого не ставит в преимущественное положение.

5. Продиктован этическими соображениями и призван улучшить отношение граждан к судебной системе.

Действующий в настоящее время порядок заверения копий обжалуемых судебных решений подрывает доверие к судебной системе страны. У обывателя создается впечатление, что необходимость многократного их получения преследует цель – пресечь желание заявителей подавать жалобы в вышестоящие инстанции.

По нашему мнению, правосудие должно быть организовано таким образом, чтобы оно служило интересам граждан, а его реализация являлась бы воплощением справедливости.

Считаем, что законопроект носит гуманный характер, снимает искусственный, обременительный барьер для участников уголовного судопроизводства и обеспечивает им лучшие условия для доступа к правосудию.

На основании изложенного просим Вас, уважаемый Вячеслав Викторович, довести позицию Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации до сведения депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для возможного учета мнения профессионального сообщества при принятии решения по данному законопроекту.

Президент ФПА РФ
Ю.С. Пилипенко

ДОКУМЕНТЫ
Правовая позиция ФПА РФ

02.06.2017

О проекте федерального закона № 177929-7 «О внесении изменений в статью 6.1 Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”»

Форма типового административного искового заявления

16.05.2017

Совет ФПА РФ

о признании незаконным бездействия Административного ответчика

Кодекс

20.04.2017

VIII Всероссийский съезд адвокатов

профессиональной этики адвоката