• Войти

Правовая позиция ФПА РФ

О проекте федерального закона № 102341-7 «О государственной судебной службе Российской Федерации»

1362
21.02.2017

Председателю

Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации

В.В. Володину

 

 

Уважаемый Вячеслав Викторович!

В Федеральной палате адвокатов Российской Федерации изучен проект федерального закона № 102341-7 «О государственной судебной службе Российской Федерации» (далее – законопроект), внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Верховным Судом Российской Федерации.

Законопроектом предлагается ввести особый вид государственной службы – судебной службы для работников аппаратов судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Новый статус судебной службы предполагает улучшить организацию деятельности аппаратов судов, четко регламентировать права и обязанности, а также установить требования и запреты к работникам, ввести для сотрудников аппаратов классные чины, форменное обмундирование, определенные льготы и другие меры материального обеспечения.

Законопроект заслуживает поддержки в силу следующих обстоятельств.

1. Судебная власть занимает особое место в системе разделения властей, обусловленное ее исключительным правом осуществлять правосудие. Это налагает высокую ответственность на государственных служащих, обеспечивающих деятельность судей.

Государственные служащие аппаратов судов участвуют в осуществлении судопроизводства, начиная от приема заявления и заканчивая выдачей исполнительного листа, а в некоторых случаях – осуществлением контроля за исполнением решения суда. От качества их работы зависит обеспечение конституционного права граждан на доступ к правосудию и формирование у населения мнения о судебной системе.

Законопроект, повышая статус судебной службы, способствует поднятию не только ее престижа, но и уровня ответственности работников аппарата судов.

2. Особую остроту, как отмечается в пояснительной записке, приобрел вопрос привлечения и закрепления в аппаратах судов высококвалифицированных кадров.

Очевидно, что основными причинами оттока квалифицированных специалистов являются высокая служебная нагрузка, обусловленная ростом количества рассматриваемых судами дел, и низкий уровень оплаты труда работников судебной системы, особенно замещающих младшие должности. Между тем следует отметить, что государственные служащие аппарата судов осуществляют функции по организационному, информационному, документационному, финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности судов, а также функции, связанные с обеспечением открытости и прозрачности правосудия.

Считаем, что положения законопроекта направлены на обеспечение качества кадрового состава аппарата судов. Предусмотренные в законопроекте перспективы служебного роста, а также ряд гарантий (увеличенная по сравнению с установленной Трудовым кодексом Российской Федерации продолжительность отпуска, дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет; медицинское страхование служащего судебной службы и членов его семьи и другие меры материального обеспечения) будут способствовать отбору и закреплению в судебной системе высококвалифицированных специалистов.

3. Принятие законопроекта будет способствовать более успешной реализации Концепции реформирования института администраторов судов, направленной на создание условий, позволяющих председателю суда сосредоточиться на основной деятельности – отправлении правосудия – путем возложения функции руководства аппаратом суда и вопросов по организации материально-технического, хозяйственного обеспечения и организации мероприятий по обеспечению безопасности судебной деятельности на руководителя аппарата – администратора суда.

4. Законопроектом предусматриваются специальные обязанности, возлагаемые на помощников судей и секретарей судебного заседания, а также возможность их замещения. Кроме того, по аналогии с секретарем судебного заседания помощники судей будут осуществлять свою деятельность без его закрепления за определенным судьей, что даст возможность оптимально перераспределять помощников судей между судьями в случаях возрастания временной нагрузки у судей, поступления сложного дела и в других случаях.

По нашему мнению, такой подход к организации работы позволит повысить эффективность деятельности судов и оптимизировать нагрузку на судей.

На основании изложенного просим Вас, уважаемый Вячеслав Викторович, довести позицию Федеральной  палаты адвокатов Российской Федерации до сведения депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  для возможного учета мнения профессионального сообщества при принятии решения по данному законопроекту.

 

Президент ФПА РФ

Ю.С. Пилипенко

ДОКУМЕНТЫ
Решение

28.06.2017

Совет ФПА РФ

Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации

Разъяснение Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам

28.06.2017

по вопросу предания адвокатом огласке сведений о преступлениях или иных правонарушениях

Разъяснение Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам

28.06.2017

по вопросам применения пунктов 5, 7 статьи 18, пункта 1.1 статьи 25 Кодекса профессиональной этики адвоката