• Войти
Array
(
    [/documents/legal_positions/] => Правовые позиции ФПА РФ
)

Правовая позиция ФПА РФ

о проекте федерального закона № 925837-6 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях дополнительного гарантирования подозреваемым и обвиняемым права на квалифицированную юридическую помощь»

472
31.01.2017

Председателю
Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
В.В. Володину

Уважаемый Вячеслав Викторович!

В Федеральной палате адвокатов Российской Федерации изучен проект федерального закона № 925837-6 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях дополнительного гарантирования подозреваемым и обвиняемым права на квалифицированную юридическую помощь» (далее – законопроект).

Ранее, 1 декабря 2015 г. (исх. № 1172-12/15), в Государственную Думу была представлена наша правовая позиция по данному законопроекту, согласно которой предлагаемый проект федерального закона заслуживает одобрения с учетом изложенных ниже замечаний и предложений.

Законопроект содержит в себе два аспекта:

1. В соответствии с частью первой статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Данным правом обладают также и лица, в отношении которых в ходе предварительного расследования применена мера пресечения в виде заключения под стражу. При этом указанные лица нуждаются не только в юридической помощи по защите от предъявленного обвинения, но нередко и в правовых консультациях (устных и письменных), составлении правовых документов по иным отраслям права. У лиц, находящихся под стражей, зачастую возникает необходимость в получении правовой помощи по вопросам наследования, расторжения брака и раздела имущества, алиментам, совершения сделок и многим другим юридическим вопросам, не связанным с уголовным судопроизводством. Такие лица иногда бывают участниками (сторонами) рассматриваемых судами гражданских или арбитражных дел. При этом квалифицированную юридическую помощь по этим вопросам им могут оказать лишь адвокаты, специализирующиеся в иных, нежели уголовное право и уголовный процесс, отраслях права.

Существующее в настоящее время в уголовно-процессуальном законе правовое регулирование допуска адвоката лишает лиц, содержащихся под стражей, возможности получить юридическую помощь в полном ее спектре. Создается замкнутый круг: адвокат, в чьей юридической помощи нуждается арестованный по вопросам, не связанным с уголовным делом, – не может вступить в уголовное дело в качестве защитника, поскольку не специализируется по данной категории дел; а получить доступ к доверителю этот адвокат не может, поскольку не допущен в уголовное дело в качестве защитника.

Рассматриваемый законопроект решает данную проблему и обеспечивает надлежащую реализацию положений статьи 48 Конституции Российской Федерации, а также иных конституционных прав гражданина: на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (статья 45 часть 2), на судебную защиту (статья 46), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 часть 3).

2. Другая задача, на решение которой направлен рассматриваемый законопроект – надлежащая реализация права обвиняемого (подозреваемого) на свидания с защитником без ограничения их числа и продолжительности.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, сложившаяся практика показывает, что в допуске адвокатов к задержанным или содержащимся под стражей подозреваемым, обвиняемым повсеместно отказывают под предлогом отсутствия «разрешения» лица, в производстве которого находится уголовное дело. Подобная практика является следствием несовершенства правовых норм уголовно-процессуального законодательства, которые предусматривают допуск адвоката к участию в уголовном деле, трактуемый правоприменителями как разрешительный.

Такая формулировка допуска адвоката в уголовное дело и придаваемый ей органами расследования смысл, не только не соответствуют нормам уголовно-процессуального закона, но и принципам свободного осуществления адвокатской деятельности, а также пункту первому статьи 18 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», запрещающему вмешательство в адвокатскую деятельность, либо препятствование этой деятельности.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 25 октября 2001 г. № 14-П и в Определении от 25 октября 2016 № 2358-О выполнение адвокатом процессуальных обязанностей защитника не может быть поставлено в зависимость от усмотрения должностного лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, основанного на не перечисленных в уголовно-процессуальном законе обстоятельствах. Иное понимание этих норм расходилось бы с их аутентичным смыслом и противоречило бы предписаниям части второй статьи 48 Конституции РФ, в силу которой реализация закрепленного в ней права подозреваемого и обвиняемого пользоваться помощью адвоката (защитника), в том числе иметь с ним свидания, не может быть обусловлена соответствующим разрешением лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Таким образом, сложившаяся правоприменительная практика и позиция Конституционного Суда РФ подтверждают необходимость расширения системы гарантий прав подозреваемого, обвиняемого на квалифицированную юридическую помощь и реализации полномочий адвоката по ее оказанию.

В этой связи предлагаем заменить используемую в уголовно-процессуальном законе формулировку о допуске адвоката к участию в уголовном деле (ч. 4 ст. 49 УПК РФ и ч. 1 ст. 53 УПК РФ) более приемлемой формулировкой – о вступлении адвоката в уголовное дело, изложив часть четвертую статьи 49 УПК РФ в следующей редакции: «4. Адвокат вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера», а первый абзац части первой статьи 53 УПК РФ в редакции: «1. С момента вступления в уголовное дело защитник вправе».

Поддерживаем позицию авторов законопроекта о том, что адвокат имеет право встречаться с подозреваемым, обвиняемым до вступления в уголовное дело в качестве защитника. С учетом приведенных выше доводов предлагаем изложить проект части 1.1 статьи 53 УПК РФ в следующей редакции:«1.1. До момента вступления в уголовное дело в качестве защитника адвокат вправе иметь с подозреваемым, обвиняемым свидания по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. Истребование у адвоката иных документов запрещается».

На основании изложенного просим Вас, уважаемый Вячеслав Викторович, довести позицию Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации до сведения депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для возможного учета мнения профессионального сообщества при принятии решения по данному законопроекту.

Президент ФПА РФ
Ю.С. Пилипенко

ДОКУМЕНТЫ
Правовая позиция ФПА РФ

16.12.2016

О проекте федерального закона № 40165-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства)»

Правовая позиция ФПА РФ

13.12.2016

О проекте федерального конституционного закона № 36765-7 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"»

Правовая позиция ФПА РФ

24.08.2016

О проблемах доступа адвокатов к подзащитным, содержащимся в следственных изоляторах