• Войти

Правовая позиция ФПА РФ

О проекте федерального закона 135069-6 «О внесении изменений в статью 33 Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”»

999
30.01.2017

Помощнику Президента Российской Федерации –
начальнику Государственно-правового управления
Президента Российской Федерации
Л.И. Брычевой

Уважаемая Лариса Игоревна!

В Федеральной палате адвокатов Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона № 135069-6 «О внесении изменений в статью 33 Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”» (далее – законопроект), внесенный депутатом Государственной Думы ФС РФ Н.В. Арефьевым.

Законопроектом предлагается принципиальное дополнение статьи 33 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» пунктом 2, согласно которому, наряду с имеющимися ограничениями, представителями в квалификационных комиссиях не могут быть лица, замещающие государственные или муниципальные должности.

Целью законопроекта заявлена унификация ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что действующие ограничения распространяются на депутатов, государственных и муниципальных служащих и при этом нет ограничений для граждан, замещающих государственные и муниципальные должности. По этой причине встречаются случаи избрания в состав квалификационных комиссий представителями от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации (например, министра).

Рассматриваемый законопроект № 135069-6 не может быть поддержан по следующим основаниям:

1. Концепция Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) предусматривает на региональном уровне паритетное участие всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) в управлении делами адвокатуры.

Участие в квалификационной комиссии представителей самостоятельных ветвей власти придает ее деятельности большую открытость и объективность, а граждане больше доверяют этому органу адвокатского самоуправления.

За весь период деятельности квалификационных комиссий (в этом году исполняется 15 лет со дня принятия закона) данный концептуальный механизм показал свою высокую эффективность и жизнеспособность.

Федеральной палате адвокатов Российской Федерации за весь период ее деятельности неизвестен ни один случай совершения членами квалификационных комиссий действий коррупционной направленности.

Предлагаемое в законопроекте изменение, по нашему мнению, противоречит концепции Закона об адвокатуре.

2. Ограничение для депутатов, государственных и муниципальных служащих, установленное в подпункте 3 пункта 2 статьи 33 Закона об адвокатуре, основано на требованиях специальных законов, регулирующих их правовой статус.

В частности, порядок избрания представителей в квалификационную комиссию от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и требования к этим представителям определяются соответствующими законами субъекта Российской Федерации.

При этом закон допускает включение в законы субъектов Российской Федерации иных ограничений для избрания в квалификационную комиссию.

Как отметил по этому вопросу Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 июня 2010 г. № 924-О-О, в соответствии с Конституцией Российской Федерации адвокатура находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «л» части 1). Законом субъекта Российской Федерации, принятым на основании названного конституционного положения, может определяться круг лиц, которые не могут быть представителями законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также могут закрепляться требования, предъявляемые к названным лицам. Такие нормы направлены на укрепление профессионального уровня адвокатуры и ее развитие как института гражданского общества, который не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, действует на основе самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов».

В связи с этим введение в Закон об адвокатуре предлагаемого ограничения представительства в квалификационных комиссиях адвокатских палат, на наш взгляд, является избыточным.

3. В условиях предложенных ограничений законопроектом не решен вопрос о круге лиц, уполномоченных представлять законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также о порядке их избрания в состав квалификационной комиссии.

В случае принятия законопроекта будут ограничены полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации представительской функции в сфере адвокатуры, так как возникнет проблема выбора представителей.

Налицо реальный риск направления в квалификационные комиссии представителей, не обремененных или недостаточно обремененных ответственностью перед законодательным (представительным) органом.

В связи с изложенным просим учесть мнение Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по законопроекту.

Президент ФПА РФ
Ю.С. Пилипенко

ДОКУМЕНТЫ
Правовая позиция ФПА РФ

26.10.2017

О проекте федерального закона № 280281-7 «О внесении изменений в статьи 108 и 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Правовая позиция ФПА РФ

25.10.2017

О проекте федерального закона № 280314-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

Порядок

05.10.2017

Совет ФПА РФ

назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве