• Войти
Array
(
    [/documents/legal_positions/] => Правовые позиции ФПА РФ
)

Правовая позиция ФПА РФ (часть 1)

О дополнительных гарантиях независимости адвокатов при исполнении ими профессиональных обязанностей (направлена в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека)

1392
19.02.2016

Советнику Президента Российской Федерации –
Председателю Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
М.А. Федотову

Уважаемый Михаил Александрович!

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. (Пр-2442) представляем предложения Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации о дополнительных гарантиях независимости адвокатов при исполнении ими профессиональных обязанностей.

1. Обеспечить соблюдение предусмотренных п. 8 ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) гарантий о целевом бюджетном финансировании расходов на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда

После 2013 года расходы на эти цели в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год перестали учитываться в соответствующей целевой статье расходов.

Это нарушение порождает непрозрачное расходование бюджетных средств и злоупотребления со стороны органов, уполномоченных назначать адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве:

– стремление любой ценой удержать у себя бюджетные средства, не расходовать их на оплату труда адвокатов и на компенсацию понесенных ими расходов, что порождает текущую задолженность перед адвокатами продолжительностью до полугода и более (Московская область, Волгоградская область, Пермский край и др.);

– хроническую из года в год задолженность ведомств перед адвокатами, о чем свидетельствуют показатели задолженности, которую в 2013 г. имели: суды – 74,9 млн руб., МВД – 37,5 млн руб., СКР – 19,5 млн руб., в 2014 г.: суды – 77,5 млн руб., МВД – 36,5 млн руб., СКР – 11,8 млн руб.).

Отсутствие целевого финансирования по отдельной, защищенной в бюджете строке расходов, постоянно провоцирует суды и ведомства к отказу по формальным основаниям в выплате вознаграждения адвокатам и дальнейшее перераспределение этих средств на собственные нужды судов и ведомств. Например, территориальные управления Судебного департамента до недавнего времени вели противоречащую Конституции РФ практику проверки, пересмотра и неисполнения судебных актов об оплате труда адвокатов. Нередко ведомствами практикуются противоречащие закону понижения ставок вознаграждения адвоката, отказ в учете сложности конкретного уголовного дела или в выплате процентных надбавок, установленных в отдельных местностях.

Предлагаем обеспечить исполнение положений Закона об адвокатуре, вернувшись к практике бюджетного финансирования, действовавшей до 2014 года, и ввести в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год защищенные статьи расходов на оказание квалифицированной юридической помощи гражданам во всех видах судопроизводства, в которых предусмотрено участие адвокатов по назначению (уголовное, гражданское, административное).

2. Обеспечить достойное вознаграждение адвоката за участие в делах по назначению, ежегодную индексацию размера вознаграждения, повышенную оплату труда адвоката за пределами рабочего времени, а также оплату труда адвоката за участие по назначению в процессуальных действиях при проверке сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном статьей 144 УПК РФ (до возбуждения уголовного дела)

2.1. С учетом сложности уголовных дел вознаграждение адвоката установлено в размере 550–1200 руб. за один рабочий день участия в уголовном деле по назначению, 1100–2400 руб. – за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время.

Ежегодно уголовными делами по назначению занимаются до 40000 адвокатов. В 2014 г. среднемесячный размер вознаграждения адвоката за эту работу составил 11 088 руб. Размер вознаграждения адвоката не индексируется с 2008 года.

При этом ставки оплаты труда адвоката в делах по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда более чем в пять раз ниже аналогичного показателя рыночной ставки оплаты труда юриста среднего уровня в России. Более того, установленные государством ставки оплаты труда адвоката являются дискриминационными: если базовая ставка для адвоката составляет 550 рублей в день, то ставка для переводчика (отметим, – гораздо менее значимой процессуальной фигуры) установлена в размере 700 – 1500 руб. в час. Даже оплата частных охранников из числа казаков, обеспечивающих охрану зданий московских судов, установлена столичным управлением судебного департамента в размере 205 руб. в час, что составляет 1640 руб. в день – в три раза больше, чем оплата труда защитника по назначению.

(http://www.rbc.ru/society/25/01/2016/56a5aebc9a79473c9c664666)

При рассмотрении вопроса о возможности увеличения размера вознаграждения адвоката следует учесть следующее обстоятельство.

Реализация законодательной инициативы Верховного Суда Российской Федерации о декриминализации ряда уголовных преступлений небольшой тяжести выведет из-под действия уголовного закона в общей сложности более 300 тысяч человек.

Статистический прогноз показывает, что при этом годовой бюджет расходов на оплату труда адвокатов, участвующих в защите по назначению органов дознания и органов предварительного следствия МВД РФ и суда, в размере 4,4 млрд руб. (МВД РФ[1] – 3,0 млрд руб., суды[2] – 1,4 млрд руб.) сократится на 37%, т.е. более чем на 1,6 млрд руб.

Приведенную сумму сокращения бюджетных расходов следует направить по ее целевому назначению – на повышение вознаграждения адвокатов, осуществляющих защиту по назначению.

2.2. Действующий в настоящее время Порядок вознаграждения адвоката за работу в делах по назначению за пределами рабочего времени (с 6 до 9 часов и с 18 до 22 часов) не предусматривает повышенного размера вознаграждения и оплачивается как в рабочее время по минимальной ставке – 550 руб.

Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 1240 не предусматривает оплату труда адвоката, участвующего по назначению в процессуальных действиях при проверке сообщений о преступлениях в соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 49 УПК РФ. Такая проверка проводится до возбуждения уголовного дела согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ. Отказ от оплаты мотивируется тем, что труд адвоката в соответствии с ч. 5 ст. 50 УПК РФ оплачивается за участие по назначению при производстве предварительного расследования, т.е. после возбуждения уголовного дела.

Предлагаем внести соответствующие изменения и дополнения в Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 1240 и ч. 5 ст. 50 УПК РФ (приложения 1 и 2 к настоящему письму).

3.Обеспечить соблюдение гарантий независимости адвоката, предусмотренных статьями 8 и 18 Закона об адвокатуре

Действующее законодательство предусматривает ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела. Наряду с указанными должностными лицами, стороной судопроизводства является адвокат. Закон об адвокатуре запрещает вмешиваться в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законом, либо препятствовать этой деятельности (п. 1 ст. 18). Однако никакой ответственности за нарушение данной гарантии независимости адвоката не установлено.

Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении принципа состязательности и равенства сторон в судопроизводстве.

Положения ст. 8 и 18 Закона об адвокатуре в настоящее время носят декларативный характер, в связи с чем предлагаем внести в ст. 294 УК РФ дополнение, предусматривающее уголовную ответственность за воспрепятствование адвокатской деятельности и дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующими положениями об административной ответственности за нарушение законодательства об адвокатской деятельности.

4. Установить гарантию по обеспечению права адвоката на получение информации по адвокатскому запросу в сокращенный срок

В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона об адвокатуре адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката.

В целях обеспечения права гражданина на своевременное получение квалифицированной юридической помощи предлагаем сократить срок представления ответа на запрос адвоката до 10 дней. Представляется, что нельзя срок исполнения адвокатского запроса уравнивать с общим сроком рассмотрения обращений обычных граждан, особенно когда это касается прав и свобод граждан, привлеченных к уголовной ответственности и содержащихся под стражей.

Адвокат как участник судопроизводства в отличие от прокурора, следователя и органа дознания лишен права на получение конфиденциальной информации, ограничение на доступ к которой установлено отраслевыми законами, что противоречит принципу состязательности и равенства сторон в судопроизводстве. Следует предоставить возможность адвокату по сбору сведений, в том числе составляющих охраняемую законом тайну (банковскую, медицинскую и проч.), ограничив его лишь в возможности получать сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне.

Проблема требует решения.

5. Обеспечить соблюдение гарантий по защите прав адвокатов и реализации адвокатами своих полномочий в уголовном судопроизводстве

Предлагаем дополнить Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации следующими положениями:
– о механизме реализации полномочий адвоката по собиранию доказательств и приобщению их к материалам уголовного дела;
– о механизме соблюдения гарантий защиты охраняемой законом адвокатской тайны;
– о механизме соблюдения гарантий независимости адвоката в условия обеспечения защиты охраняемых законом данных предварительного расследования;
– о механизме вступлении адвоката в дело;
об изменении механизма уголовного преследования адвоката.

Предлагаем вернуться к первоначальной редакции правовой нормы УПК РФ, которая предусматривала действенный механизм от произвола следователей при возбуждении в отношении адвокатов уголовных дел – предварительное получение у районного судьи заключения о наличии в действиях адвоката признаков преступления[3].

Действующий механизм возбуждения уголовного дела в отношении адвоката с согласия руководителя следственного органа СКР в субъекте Российской Федерации противоречит принципу равенства и состязательности сторон в процессе, создает предпосылки для злоупотребления правом со стороны должностных лиц следственных органов в целях устранения из дела неугодных адвокатов.

6. Установить гарантию выполнения Федеральной палатой адвокатов предписанной Законом об адвокатуре функции по представительству и защите интересов адвокатов

В соответствии с п. 2 ст. 35 Закона об адвокатуре Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти.

До настоящего времени механизм реализации в суде этой правовой нормы отсутствует, на что обратил внимание Верховный Суд Российской Федерации в своих определениях от 6 ноября 2008 г. (дело № КАС08-560) и от 15 декабря 2008 г. (дело № ПФ08-209), указав, что «действующее законодательство не предоставляет Федеральной палате адвокатов Российской Федерации право на обращение в суд в порядке статьи 46 ГПК РФ с заявлением об оспаривании нормативного правового акта в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц и неопределенного круга лиц» (ФПА РФ обращалась в суд в защиту прав адвокатов).

В связи с изложенным предлагаем абзац первый п. 2 ст. 35 Закона об адвокатуре дополнить предложением следующего содержания:

«Для достижения указанных целей Федеральная палата адвокатов вправе обращаться в суд в порядке статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также ст. 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся адвокатами».

7. Обеспечить социальные гарантии, предоставленные адвокатам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона об адвокатуре каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации.

Адвокаты не являются субъектами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но вправе добровольно вступить в такие правоотношения и уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования за себя в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

При этом определено, что средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Это положение ущемляет социальные права адвокатов, так как в результате они получают мизерные по размеру пособия, не сравнимые с размером пособий наемных работников, поскольку пособие по временной нетрудоспособности адвокатов, в отличие от наемных работников, назначается и выплачивается без учета их реальных доходов (в процентном выражении от среднего заработка), дающих право на достойное социальное обеспечение.

Следует иметь в виду, что адвокаты несут нагрузку по пенсионным и социальным платежам в бюджет в максимальном размере – как это предусмотрено для бизнеса, в то время как адвокатская деятельность не является предпринимательской ни по законодательному регулированию, ни по фактическому ее содержанию, ни по уровню получаемых адвокатом доходов.

Установленное для адвокатов законодательное социальное регулирование является явно дискриминационным: изъятие у них денег в бюджет – по максимальной ставке, а предоставление социальных гарантий – в минимальном размере.

Предлагаем пересмотреть порядок исчисления размера пособий по социальному страхованию адвокатов, уравняв их в правах с наемными работниками.

Просим учесть и поддержать, уважаемый Михаил Александрович, предложения Федеральной палаты адвокатов по обеспечению действующих и созданию дополнительных гарантий независимости адвокатов при исполнении ими профессиональных обязанностей.

Президент ФПА РФ
Ю.С. Пилипенко



[1] Данные о целевом финансировании из Федерального закона от 03.12.2012 № 216-ФЗ (ред. от 02.12. 2013) «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», существовавшем до 2013 года.

[2] Статистические данные Судебного департамента при ВС РФ: http://www.cdep.ru/index.php?id=49&item=484 и http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=1775

[3] По данным СК РФ, опубликованным в СМИ, к уголовной ответственности привлечено адвокатов:
– в 2007 г. – 118 (направлено в суд – 52 дела), осуждено (по стат. учету МЮ РФ) – 19;
– в 2008 г. – 136 (направлено в суд 80 дел), осуждено (по стат. учету МЮ РФ) – 23;
– в 2009 г. – 168 (данных нет), осуждено (по стат. учету МЮ РФ) – 28;
– в 2010 г. – 48 (данных нет), осуждено (по стат. учету МЮ РФ) – 27;
– в 2011 г. – 49 (данных нет), осуждено (по стат. учету МЮ РФ) – 24;
– в 2012 г. – 116 (данных нет), осуждено (по стат. учету МЮ РФ) – 30;
– в 2013 г. – 216 (направлено в суд – 68 дел), осуждено (по стат. учету МЮ РФ) – 42;
– в 2014 г. – данных о количестве привлеченных адвокатов нет (направлено в суд дел – на 52 адвоката), осуждено (по стат. учету МЮ РФ) – 47.

ДОКУМЕНТЫ
Правовая позиция ФПА РФ

16.12.2016

О проекте федерального закона № 40165-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства)»

Правовая позиция ФПА РФ

13.12.2016

О проекте федерального конституционного закона № 36765-7 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"»

Правовая позиция ФПА РФ

24.08.2016

О проблемах доступа адвокатов к подзащитным, содержащимся в следственных изоляторах