• Войти
Array
(
    [/documents/legal_positions/] => Правовые позиции ФПА РФ
)

Решение

об обращении к Правительству РФ об устранении дискриминации в оплате труда адвоката за участие в уголовном судопроизводстве по назначению

1871
05.04.2016 Протокол №4

ОБРАЩЕНИЕ
к Правительству Российской Федерации
 «Об устранении дискриминации в оплате труда адвоката
за участие в уголовном судопроизводстве по назначению»

Государство делегировало адвокатуре исполнение обязанности по обеспечению конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе право бесплатного ее получения в установленных законом случаях, приняв в свою очередь на себя обязательство по оплате труда адвокатов за исполнение возложенной на них государственной функции.

Однако ставки оплаты труда адвоката в делах по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда являются дискриминационными – они несравнимо более низкие, чем установлены государством для оплаты труда других участников уголовного процесса: если ставка для переводчика (гораздо менее значимой процессуальной фигуры) составляет 700–1500 рублей в час, то базовая ставка адвоката – только 550 рублей в день. Не сопоставима такая оплата и с заработной платой других участников судопроизводства, выполняющих публичные функции: средний ежемесячный доход сотрудников прокуратуры или мировых судей, наименее обеспеченных членов судейского сообщества, составляет более 60 тысяч рублей в месяц, а размер ежемесячного дохода судьи суда общей юрисдикции в 2015 году в 21 раз превысил ежемесячный доход адвоката за участие в делах по назначению (9095 рублей).

Представляется, что процессуальное равенство сторон в судопроизводстве предполагает также вознаграждение адвоката за труд в размерах, сопоставимых с оплатой труда других участников судопроизводства, с учетом трудозатрат и социальной значимости адвокатской деятельности, не допускающей дискриминационного отношения к представителям нашей профессии.

Проблема требует незамедлительного решения.

Такое решение может быть найдено в условиях восстановления целевого бюджетного финансирования, которое прекращено после 2013 года, а также сокращения бюджетных расходов на адвокатов в результате декриминализации уголовных преступлений небольшой тяжести.

Должны быть предусмотрены  повышение ставок оплаты защиты по назначению, их дифференциация с пропорциональным увеличением в предусмотренных случаях (в том числе за работу в выходные и праздничные дни и за пределами нормального рабочего времени) и индексация.

Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации предлагает:

1. Восстановить целевое бюджетное финансирование труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, как это предусмотрено пунктом 8 статьи 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Увеличить размер бюджетного финансирования расходов на оказание квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве до уровня, равного как минимум 1/3 бюджетных расходов на оплату труда судей судов общей юрисдикции (без мировых судей), предусмотренных в федеральном бюджете[1].

2. Не совмещать полномочия правоохранительных и судебных органов по назначению адвоката в уголовном судопроизводстве с полномочиями этих же органов по оплате труда адвоката. Право адвоката на вознаграждение не должно зависеть от усмотрения органов, назначивших его для оказания квалифицированной юридической помощи гражданам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Установить вознаграждение труда адвоката в размере 3000 рублей за один день участия в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве или перейти на почасовую оплату труда адвоката с минимальной ставкой вознаграждения не менее 700 рублей в час, с пропорциональным увеличением размера вознаграждения в приведенных выше случаях и ежегодной индексацией.



[1] В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» финансовое обеспечение судов в 2015 году по расходам на оплату труда судей осуществлялось исходя из штатной численности судей судов общей юрисдикции (без мировых судей) в количестве 25 433 единиц и составило с учетом изменений 59 205 836,3 тыс. руб.

ДОКУМЕНТЫ
Правовая позиция ФПА РФ

16.12.2016

О проекте федерального закона № 40165-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства)»

Правовая позиция ФПА РФ

13.12.2016

О проекте федерального конституционного закона № 36765-7 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"»

Правовая позиция ФПА РФ

24.08.2016

О проблемах доступа адвокатов к подзащитным, содержащимся в следственных изоляторах