• Войти
Array
(
    [/documents/legal_positions/] => Правовые позиции ФПА РФ
)

Резолюция

Об оплате труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению

2843
20.04.2017

20 апреля 2017 г.
город Москва

Несмотря на принятие Всероссийскими съездами адвокатов в 2013 и 2015 годах резолюций о необходимости повышения ставок оплаты труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда, о недопустимости длительных задержек с оплатой и о несовершенстве порядка выделения бюджетных средств на оплату труда адвокатов, ситуация из года в год ухудшается.

Сложилась нелогичная ситуация, при которой размер начисления оплаты труда адвоката, участвующего в защите по назначению в досудебной стадии процесса, а также возможность выплаты начисленных сумм зависят от волеизъявления должностного лица, которому защитник противостоит в процессуальном споре.

Применяемые без изменений на протяжении пяти лет базовые ставки оплаты защиты по назначению в размере 550 рублей за один день участия в судопроизводстве не только недопустимо низки, но и не индексируются годами, несмотря на нормативное закрепление этой государственной обязанности.

Размер оплаты труда адвоката, осуществляющего защиту по назначению, на порядок меньше размера оплаты аналогичной юридической помощи, сложившегося в обычном экономическом обороте, и является для адвокатских палат серьезным препятствием к тому, чтобы обеспечить надлежащее качество защиты по назначению.

Установленный Правительством РФ 30-дневный срок выплат по постановлениям (определениям) дознавателей, следователей и судов об оплате труда адвоката, участвующего в защите по назначению, не исполняется.

Финансовые органы распорядителей бюджетных средств ввели незаконную практику оценки правильности постановлений (определений) дознавателей, следователей и судов по вопросам оплаты труда адвокатов. Это, с одной стороны, грубо нарушает законодательные основы деятельности судебной власти и нормы уголовно-процессуального законодательства, с другой – приводит к хронической задолженности государственных органов перед адвокатами, участвующими в защите по назначению.

Так, на начало 2017 года задолженность одного только Министерства внутренних дел РФ составила более 700 млн рублей. При этом в 2017 году указанная проблема усугубляется тем, что текущее финансирование снижено на четверть, а задолженность 2016 года возмещается из средств 2017 года. Следовательно, кризис платежей прошлого года фактически запланирован государством на середину текущего года.

Особую озабоченность вызывают случаи противодействия в ряде регионов работе адвокатских палат по наведению должного порядка в обеспечении защиты по назначению и по борьбе с так называемыми карманными адвокатами.

В этой связи необходимо отметить, что попытки отдельных должностных лиц сотрудничать с «карманными адвокатами», которые зачастую не обеспечивают надлежащего качества защиты или подписывают протоколы несуществующих процессуальных действий, следует квалифицировать как соучастие в хищении бюджетных средств, а также как должностное преступление, поскольку «карманные адвокаты» иногда делятся денежными средствами, незаконно полученными за фактически не исполненную защиту, с лицами, от которых они получили требования об участии в судопроизводстве в нарушение порядка, установленного адвокатской палатой.

В результате такого подхода государственных органов к оплате труда адвокатов по назначению вред в конечном счете причиняется гражданам – получателям бесплатной юридической помощи по назначению.

В целях исправления сложившейся ситуации с оплатой труда адвокатов, осуществляющих защиту по назначению, и надлежащего обеспечения конституционных прав граждан на бесплатную защиту в уголовном судопроизводстве VIII Всероссийский съезд адвокатов предлагает следующий комплекс мер:

– увеличить бюджетное финансирование расходов на защиту граждан в уголовном судопроизводстве по назначению и установить базовый (минимальный) размер оплаты труда адвоката-защитника по назначению в размере от 3000 рублей за один день участия в уголовном судопроизводстве либо перейти на почасовую оплату труда адвоката с минимальной ставкой оплаты от 700 рублей в час;

– производить ежегодную индексацию размера оплаты труда адвокатов по назначению с привязкой к индексу потребительских цен или к минимальному размеру оплаты труда;

– прекратить практику погашения задолженности предыдущего года за счет бюджетных средств, предусмотренных на текущий год, и своевременно выделять необходимые денежные средства на покрытие дефицита в оплате защиты по назначению в случае его возникновения;

– принять меры в целях выделения государством средств на оплату защиты по назначению в приоритетном и защищенном порядке, с соблюдением установленных сроков, и без задержек направлять их на оплату труда адвокатов;

– определить в качестве главного распорядителя бюджетных средств единый орган со специальными полномочиями по исчислению размера и осуществлению оплаты труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению, с тем чтобы изъять эти полномочия у правоохранительных и судебных органов, которые в настоящее время совмещают их с полномочиями принимать решение о назначении адвоката для осуществления защиты в уголовном судопроизводстве. Право адвоката на вознаграждение не должно зависеть от усмотрения процессуальных противников и органов, назначивших его для осуществления защиты;

– адвокатским палатам субъектов РФ обеспечить соблюдение установленного порядка участия адвокатов в защите по назначению путем введения необходимых мер учета и контроля, а также неотвратимость наказания за нарушение этого порядка. 

Принята VIII Всероссийским съездом адвокатов

ДОКУМЕНТЫ
Форма типового административного искового заявления

16.05.2017

Совет ФПА РФ

о признании незаконным бездействия Административного ответчика

Кодекс

20.04.2017

VIII Всероссийский съезд адвокатов

профессиональной этики адвоката

Правовая позиция ФПА РФ

16.12.2016

О проекте федерального закона № 40165-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства)»