• Войти
Array
(
    [/documents/legal_positions/] => Правовые позиции ФПА РФ
)

Резолюция

О необходимости совершенствования уголовного судопроизводства

4195
22.04.2013

Отмечая целый ряд позитивных изменений в деятельности судебной системы Российской Федерации в результате проведения судебной реформы, в частности таких, как укрепление материально-технической базы судов и существенное повышение зарплаты судей, повышение степени информационной открытости судебной системы, создание института мировых судей, введение апелляционных инстанций в судах общей юрисдикции, введение суда присяжных, сокращение сроков рассмотрения дел, признавая эффективность работы Конституционного суда Российской Федерации, системы арбитражных судов, военных судов в реализации основных принципов правового государства и обеспечения судебной защиты законных прав граждан и юридических лиц, адвокатское сообщество как институт гражданского общества выражает глубокую обеспокоенность негативными явлениями, имеющимися в правоприменительной практике судов общей юрисдикции в сфере уголовного судопроизводства.

Непоследовательное применение судами общей юрисдикции при рассмотрении уголовных дел, в том числе при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, основополагающих принципов судопроизводства, отличающих правосудие от произвола: презумпции невиновности (ст.49 Конституции РФ, ст.14 УПК РФ), состязательности и равенства сторон уголовного судопроизводства (ст.15 УПК РФ), законности (ст.7 УПК РФ), недостаточность процессуальных прав защитников, возможность безнаказанного и немотивированного игнорирования их обоснованных ходатайств и иных обращений к судьям стали причинами доминирования стороны обвинения в уголовном судопроизводстве в ущерб общественно значимым задачам уголовного судопроизводства, установленным ст.6 УПК РФ, включая защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Наиболее очевидным свидетельством такого доминирования является близкий к нулю процент вынесенных судами и вступивших в законную силу оправдательных приговоров по уголовным делам публичного обвинения, который на несколько порядков ниже, чем в странах с развитыми правовыми системами, и значительно ниже даже по сравнению с наиболее сложными периодами истории нашей страны. Значительное количество ныне действующих судей вообще никогда не выносили оправдательных приговоров.

Такое положение не только дискредитирует отечественную судебную систему и российское государство в целом, но и означает фактическую невозможность гражданина Российской Федерации, необоснованно подвергающегося уголовному преследованию, добиться своего оправдания и реабилитации законным путем, создает угрозу свободе и личной неприкосновенности всех граждан вне зависимости от их социального и имущественного положения, а также создает условия для различных злоупотреблений должностных лиц в сфере уголовного судопроизводства и роста протестных, в том числе и экстремистских настроений среди населения.

Ослабление судебного контроля за законностью и обоснованностью действий, способов и методов, применяемых должностными лицами на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, не способствует повышению эффективности работы правоохранительных органов, исключению случаев применения незаконных методов расследования, заведомого использования оговора и самооговора граждан, ложных заключений зависимых экспертов, различного рода провокаций и фальсификаций, в том числе в целях улучшения формальных статистических показателей в рамках существующей системы оценки деятельности указанных органов.

Кроме того, в результате наличия таких перегибов и перекосов в системе уголовного судопроизводства наша страна занимает одно из первых мест в мире по количеству заключенных на душу населения, что в свою очередь способствует росту социального сиротства, разрушению социальных связей в обществе, искусственному воспроизводству преступности, ухудшению демографической ситуации в стране, лишению значительной части трудоспособного населения возможности работать, заниматься общественно полезным трудом, ухудшает инвестиционный климат, препятствует поступательному развитию экономики, предпринимательской и иной экономической активности среди населения, влечет огромные бюджетные расходы на содержание под стражей большого количества граждан, в том числе, за незначительные правонарушения, которые в советский период влекли за собой применение штрафов либо мер общественного воздействия.

Ряд позитивных изменений, внесенных ранее в УПК РФ и УК РФ по инициативе Президента Российской Федерации, направленных на исправление сложившегося положения, нетерпимость которого для обеспечения законных интересов граждан, общества и государства очевидна не только для профессионалов, но и для широких слоев общества, оказались недостаточными для кардинального улучшения ситуации в сфере уголовного судопроизводства.

Правовой статус адвокатов, выступающих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников, нуждается в существенном укреплении как мера усиления и повышения эффективности контроля гражданского общества за деятельностью должностных лиц в данной сфере. Не способствует действенной защите прав граждан в уголовном судопроизводстве и существующая абсурдная система оплаты труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению государства, предусматривающая финансирование оплаты труда защитников через органы обвинения – процессуальных противников, использующих данное обстоятельство для обеспечения «лояльности» защитников и их формального отношения к участию в деле.

Все это требует неотложных совместных действий государства, адвокатуры и других институтов гражданского общества, с привлечением независимых экспертов по разработке и принятию комплекса законодательных, организационных, кадровых, информационных и иных мер, направленных на системное устранение негативных явлений в сфере уголовного судопроизводства.

Основными направлениями судебной реформы в сфере уголовного судопроизводства должны стать:
- обеспечение реальной объективности и беспристрастности суда;
- повышение роли Верховного суда Российской Федерации, как гаранта реализации конституционных прав граждан на судебную защиту, от необоснованного уголовного преследования, обеспечения реализации в судебной практике принципов презумпции невиновности, состязательности и равноправия сторон;
- усиление судебного контроля за законностью и обоснованностью действий и решений должностных лиц на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, обеспечение принципиального реагирования суда на выявленные нарушения законности и прав граждан со стороны должностных лиц;
- укрепление правового статуса защитников в уголовном судопроизводстве, в том числе в рамках реализации принятой Правительством Российской Федерации Государственной программы «Юстиция»;
- изменение приоритетов в формировании судейского корпуса в целях попадания в него наиболее достойных представителей юридической профессии.

С учетом изложенного Всероссийский съезд адвокатов решил:
- поручить Совету ФПА РФ создать рабочую группу по разработке, сбору и систематизации предложений, направленных на совершенствование уголовного судопроизводства в РФ;
- поручить научно-консультативному совету при ФПА РФ подготовить предложения по совершенствованию уголовного судопроизводства в Российской Федерации;
- предложить адвокатским палатам, адвокатским образованиям, адвокатам, а также представителям иных институтов гражданского общества и независимым экспертам направить в ФПА РФ предложения по совершенствованию уголовного судопроизводства в Российской Федерации;
- направить настоящую резолюцию Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в Государственную Думу Российской Федерации, в Совет Федерации Российской Федерации, в Верховный Суд Российской Федерации, в Высший Арбитражный суд Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Общественную палату Российской Федерации.

ДОКУМЕНТЫ
Правовая позиция ФПА РФ

16.12.2016

О проекте федерального закона № 40165-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства)»

Правовая позиция ФПА РФ

13.12.2016

О проекте федерального конституционного закона № 36765-7 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"»

Правовая позиция ФПА РФ

24.08.2016

О проблемах доступа адвокатов к подзащитным, содержащимся в следственных изоляторах