• Войти
Array
(
    [/documents/legal_positions/] => Правовые позиции ФПА РФ
)

Резолюция

Об оплате труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению

3473
07.04.2009

Всероссийский съезд адвокатов констатирует:


1. Ежегодно в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда принимают участие более 40 тысяч адвокатов, выполняющих свыше двух миллионов поручений на осуществление защиты по уголовным делам. Квалифицированный труд адвокатов - защитников оплачивался в 2008 году в размере 275 рублей (с 1 июля 2008 г. с учетом индексации – 298 рублей) за день участия в уголовном судопроизводстве по подавляющему большинству уголовных дел (77,3%).

Таким образом, день работы адвоката оценивается менее стоимости часа работы эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях и несопоставимо ниже оплаты труда других участников уголовного судопроизводства: следователя, прокурора, судьи. Труд адвоката, по существу, сравним с трудом работников самых неквалифицированных профессий.


Подобное отношение к оценке труда адвокатов унижает профессиональное достоинство, а в условиях финансово-экономического кризиса ставит значительную часть адвокатов на грань выживания, особенно в российской глубинке, где участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению практически является единственным источником средств существования.


2. Государственные органы, уполномоченные назначать адвокатов в уголовном судопроизводстве в качестве защитников, прежде всего те из них, кому деньги выделены не целевым назначением для оплаты труда адвокатов, а на руководство и управление в сфере установленных функций, регулярно уклоняются от оплаты труда адвокатов в полном объеме и за счет ущемления прав адвокатов предпринимают попытки сэкономить бюджетные средства с целью использования их для собственных нужд путем нарушения установленного порядка расчета оплаты труда адвоката и занижения размеров выплат.


В частности, судебному ведомству бюджетные средства на обеспечение граждан в уголовном судопроизводстве квалифицированной юридической помощью адвокатов по назначению учтены в общей сумме расходов, предусмотренных на руководство и управление в сфере установленных функций, а потому суды не заинтересованы расходовать их на выплаты адвокатам. По этой же причине ежегодная задолженность судов по оплате труда адвокатов приобрела хронический характер и исчисляется десятками миллионов рублей.


Кроме того, в последнее время в ряде регионов труд адвоката за участие в кассационном рассмотрении дел верховными судами республик, краевыми или областными судами, оплачивается не по максимальной ставке 1100 руб., как установлено для дел, отнесенных к подсудности этих судов, а исходя из минимального уровня оплаты труда адвоката.


3. Законодательство не предусматривает и государство не обеспечивает право адвокатов на компенсацию командировочных расходов, связанных с их выездом к месту выполнения процессуальных действий (расходы по проезду и найму жилого помещения), хотя другим участникам уголовного судопроизводства командировочные расходы возмещаются. В 2008 году адвокаты более 17,5 тысяч раз выезжали в командировки для участия в процессуальных действиях и находились в командировках свыше 20 500 суток.


Всероссийский съезд адвокатов обращается к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации с требованием:
- повысить минимальную ставку оплаты труда адвоката и установить её не ниже 600 руб. за один день участия в уголовном судопроизводстве в качестве защитника по назначению уполномоченных органов;
- принять необходимые меры по обеспечению права адвокатов на компенсацию командировочных расходов, связанных с выездом к месту выполнения процессуальных действий (расходы по проезду и найму жилого помещения);
- изменить подход к формированию федерального бюджета на очередной год в части финансирования расходов по обеспечению граждан в уголовном судопроизводстве квалифицированной юридической помощью адвокатами по назначению. Расходы на эти цели предусматривать в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов для всех федеральных государственных органов, наделенных полномочиями по назначению адвокатов, в том числе для Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

ДОКУМЕНТЫ
Правовая позиция ФПА РФ

16.12.2016

О проекте федерального закона № 40165-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства)»

Правовая позиция ФПА РФ

13.12.2016

О проекте федерального конституционного закона № 36765-7 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"»

Правовая позиция ФПА РФ

24.08.2016

О проблемах доступа адвокатов к подзащитным, содержащимся в следственных изоляторах