• Войти
Array
(
    [/documents/legal_positions/] => Правовые позиции ФПА РФ
)

Резолюция

о соблюдении гарантий прав адвокатов на вознаграждение за труд

9505
22.04.2015

Адвокатское сообщество России обеспокоено отношением органов государственной власти к соблюдению гарантий независимости адвокатуры в вопросах финансирования адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Отношение государственных органов к указанной проблеме подрывает основы системы оказания квалифицированной юридической помощи населению, что выражается в следующем.

1. С 2013 г. вопреки положениям Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п. 8 ст. 25) денежные средства на оказание квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам в уголовном судопроизводстве перестали учитываться в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов. Данное обстоятельство лишает бюджетные средства защиты от нецелевого использования и создает предпосылки для ущемления социальных прав адвокатов, так как расходование бюджетных средств на их вознаграждение за участие в делах по назначению в настоящее время полностью зависит от усмотрения правоохранительных и судебных органов.

2. До настоящего времени не установлено нормативно-правовое регулирование вознаграждения адвоката за участие в гражданском судопроизводстве по назначению суда в случаях, предусмотренных ст. 50 ГПК РФ.

Безотлагательное решение данного вопроса актуально еще и потому, что с 15 сентября 2015 г. введено обязательное участие адвокатов в некоторых категориях дел в административном судопроизводстве, что также требует правового регулирования размера и порядка выплаты вознаграждения адвокатам.

3. С марта 2013 г. органы дознания и предварительного следствия наделены полномочиями по осуществлению процессуальных действий при проверке сообщений о преступлениях до возбуждения уголовного дела.

Вознаграждение адвоката за участие в процессуальных действиях по назначению указанных органов в подобных случаях также не имеет нормативно-правового регулирования. Данное обстоятельство используется финансовыми органами в качестве формального повода для отказа адвокатам в выплате вознаграждения, так как действующий порядок предусматривает оплату труда адвоката только при осуществлении защиты по назначению в уголовных делах.

4. Ежегодно от 30 до 40 тысяч адвокатов осуществляют защиту малоимущих граждан в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению. В 2014 г. среднемесячный размер вознаграждения адвоката за эту работу составил 11 088 руб.

В малонаселенных местностях и многих сельских районах доход от профессиональной деятельности для подавляющего большинства адвокатов и их семей является единственным источником существования, поскольку сфера оказания юридической помощи по соглашениям там крайне ограничена, а предпринимательская деятельность и работа по трудовому найму адвокатам запрещены.

При этом квалифицированный труд адвоката по защите малоимущих граждан оценивается государством на уровне труда неквалифицированного работника и с января 2013 г. размер его вознаграждения за один день участия в уголовном судопроизводстве составляет всего 550 руб. Ежегодная индексация размера вознаграждения, несмотря на высокий уровень инфляции и значительный рост цен на продовольствие и бытовые товары, не производилась уже более двух лет.

В 2015 г. адвокатам также отказано в праве на индексацию размера вознаграждения, что ставит многих из них, а также их семьи на грань выживания.

Всероссийский съезд адвокатов призывает законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации обеспечить соблюдение предусмотренных законодательством гарантий независимости адвокатуры и прав адвокатов на вознаграждение за участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника по назначению.

ДОКУМЕНТЫ
Правовая позиция ФПА РФ

16.12.2016

О проекте федерального закона № 40165-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства)»

Правовая позиция ФПА РФ

13.12.2016

О проекте федерального конституционного закона № 36765-7 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"»

Правовая позиция ФПА РФ

24.08.2016

О проблемах доступа адвокатов к подзащитным, содержащимся в следственных изоляторах